Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour)
1836, Гренобль — 1904, Бюре (Нижняя Нормандия)
1904
Французский живописец и график.
Художник родился в семье живописца Жан-Теодора Фантен-Латура и уроженки России, приемной дочери графини Елены Алексеевны Зотовой (Куракиной), Елены Найденовой. Первые уроки живописи он получил у отца, затем продолжил образование в мастерской Ораса Лекока де Буабодрана. Начиная с 1853 года много копировал в Лувре, где впоследствии познакомился с Эдгаром Дега, Эдуардом Мане, а также с Джеймсом Уистлером, с которым художник потом дружил много лет. Благодаря посредничеству Уистлера работы Фантен-Латура экспонировались в Англии, которую он посещал несколько раз: в 1859, 1861 и 1864 годах.
Сторонившийся новшеств художественного выражения, Фантен-Латура работал особняком, практически не участвуя в ожесточенных спорах между представителями салонного академического искусства и их оппонентами — реалистами и импрессионистами. В начале 1860-х годов Фантен-Латур успешно выставлял свои работы и в официальном Салоне, и в Салоне отверженных, и в лондонской Королевской академии художеств (1864). Он работал преимущественно в жанре портрета и цветочного натюрморта. Автор аллегорических композиций по музыкальным произведениям Рихарда Вагнера, Гектора Берлиоза, Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса, художник сотрудничал с изданием Revue Wagnerienne (1885–1886).
В 1864 году Фантен-Латур исполнил групповой портрет «В честь Делакруа» (музей Орсе), на котором изобразил себя вместе с Бодлером, Мане, Уистлером и другими передовыми художниками и писателями, стоящими перед портретом Делакруа. Продолжая эту историко-художественную тему, живописец в 1870 году создал подобную же композицию — «В честь Мане» (иногда называемую «Мастерская в Батиньоле», музей Орсе), представляющую собой групповой портрет Моне, Ренуара, Базиля, Золя и других художников и критиков.