Рикард Гино (Richard Guino)
1890, Жерона (Каталония, Испания) — 1973, Антони (О-де-Сен, Франция)
1973
Французский скульптор и рисовальщик каталонского происхождения, адепт неоклассицизма.
Гино родился в семье краснодеревщика. В раннем возрасте его отправили учиться в художественную школу в Жероне, окончив которую в 1906 году, он поступил в Высшую школу изящных искусств в Барселоне, где его наставником стал отец Пабло Пикассо Хосе Руис Бласко. Уже в студенческие годы Гино начал выставляться. Молодого скульптора заметил Аристид Майоль, экспонировавший тогда свои работы в столице Каталонии, и пригласил его поработать в своей парижской мастерской.
В 1910 году Гино обосновался на Монпарнасе и стал помогать Майолю в работе над циклом «Времена года». Посещая Академию Рансон, он познакомился с Морисом Дени, который устроил ему заказ на создание двух барельефов для театра Елисейских Полей (1912). Гино выставлялся в галерее Дрюэ, в Обществе художников-декораторов, к его искусству проявляли интерес графиня Кесслер и маршан Амбруаз Воллар. Особой популярностью пользовались его зарисовки танцев Айседоры Дункан. В скульптуре художника больше всего интересовала пластика женского тела — объемная, текучая, заглаженная («Венера с яблоком», «Большая купальщица», «Египтянка» и др.).
В 1913 году Майоль рекомендовал Воллару, искавшему помощника для Ренуара, своего пратисьена (престарелому мэтру импрессионизма, измученного ревматизмом, требовался скульптор, способный претворить его идеи в бронзе и камне). С этого момента и до 1918 года Гино по эскизам живописца создал десятки пластических композиций («Венера-победительница», «Суд Париса», «Огонь» и др.). После смерти Ренуара в 1919 году они продавались только с подписью знаменитого импрессионизма. Имя же Гино вообще не упоминалось. Справедливость восторжествовала лишь спустя 60 лет, когда сын скульптора Мишель Гино в судебном порядке добился установления авторства своего отца (впрочем, лишь для некоторых работ).
Рикард Гино был не просто послушной рукой Ренуара, у него был собственный стиль, ориентированный на греко-римскую и ренессансную пластику. В 1922 году мастер заключил контракт с Национальной мануфактурой в Севре, которая стала отливать в фарфоре его работы. Скульптор экспонируется в Салоне Тюильри, в галереях Эбрар и Девошэ, выезжает с выставками в Барселону. В 1924 году его скульптуру «Женщина с тамбурином» приобретает Музей декоративного искусства. Гино плодотворно работал до конца своих дней: на момент его смерти в мастерской находилось около 200 скульптур, 200 живописных произведений и более 3000 рисунков.