Эмиль Огюст Шарль Каролюс-Дюран [Дюран] (Charles Emile Auguste Carolus-Duran [Durant])
1838, Лилль — 1917, Париж
1917
Французский художник, наиболее востребованный светский портретист последней трети XIX — начала XX века.
Сын трактирщика, Шарль Дюран начал учиться живописи в школе изящных искусств в Лилле у Франсуа Сушона, бывшего ученика Жак-Луи Давида. В 1853 году он отправился в Париж, где стал посещать Академию Сюиса. Во время обучения Дюран много копировал в Лувре, особенно работы Леонардо да Винчи. В Париже художник взял себе псевдоним Каролюс-Дюран, которым с тех пор стал подписывать свои произведения.
В начале карьеры Каролюс-Дюран испытал большое влияние реализма Гюстава Курбе, с которым он познакомился в то время. В 1859 году он впервые выставился в Салоне, а в 1860-м получил премию Фонда Викара, регулярно проводившего в Лилле конкурс среди молодых художников. С 1861 по 1866 год на полученные средства стипендиат работал в Италии: жил в Венеции и Риме, некоторое время копировал фрески в Помпеях. За этот период Каролюс-Дюран создал немало живописных произведений, в которых с поразительной точностью запечатлел сцены из повседневной жизни итальянцев. После этой поездки его стиль начал трансформироваться: он практически полностью отказался от влияния Курбе.
В 1866 году картина художника «Убийца», имевшая большой успех, была приобретена городом Лиллем. Каролюс-Дюран получил такую сумму денег, что в 1867–1868 годах смог осуществить путешествие в Испанию. Во время этого вояжа особое внимание он уделял полотнам Диего Веласкеса.
В конце 1860-х годов художник стал признанным портретистом, одним из самых популярных и ценимых в светском обществе столицы. В своих работах он не только льстил заказчикам, но и пытался выявить их характерные черты. В 1869 году Каролюс-Дюран подружился с Захарием Астрюком и Эдуардом Мане, также бывшего под впечатлением от работ Веласкеса. Чутко относившийся к новациям в живописи, успешный художник все же не пошел по пути своих друзей-импрессионистов. Однако из его мастерской вышли такие талантливые живописцы, как Джон Сингер Сарджент, Максимильян Люс и Рамон Казас.
Примерно с 1875 года художник обратился к исторической живописи, для чего стал изучать творчество Питера Пауля Рубенса и Паоло Веронезе. Каролюс-Дюран получал государственные заказы, например, он выполнил потолочную роспись в залах Лувра «Триумф Марии Медичи» (1878).
В 1879 году мастер получил почетную медаль Салона. В 1890 году вместе с еще несколькими художниками он создал Национальное общество изобразительного искусства. В 1900 году Каролюс-Дюрана избрали почетным президентом французской академии.