Мэри Кассет (Mary Cassatt)
1844, Аллегейни (Пенсильвания) — 1926, Париж
1926
Американская художница, писавшая в стиле импрессионизма.
Мэри Кассет родилась в Пенсильвании в зажиточной семье, в детстве она много путешествовала по Европе. В Париже на Всемирной выставке 1855 года в возрасте одиннадцати лет она познакомилась с творчеством Энгра, Делакруа, Коро и Курбе,
а также с работами своих будущих коллег и наставников Дега и Писсарро.
Мечтая стать профессиональным художником, Кассет начала изучать живопись
в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии (1861–1865). И уже
в ее стенах она с друзьями стала выступать за равноправие полов. Кассет начала самостоятельно изучать работы старых мастеров. Так как женщинам было запрещено посещать занятия по натурному рисунку, ее обучение ограничивалось рисованием гипсовых моделей.
В 1866 году Кассет переехала в Париж, где столкнулась с новыми препонами. Из-за того, что женщины не могли обучаться в Школе изящных искусств, она поступила в мастерскую академика Жан-Леона Жерома.
В 1872 году ее картина «Две женщины бросают цветы во время карнавала» получила благоприятные отзывы на выставке в Салоне и была приобретена. Однако на протяжении последующих лет ее работы жюри Салона отказывалось принимать, обвиняя художницу в том, что она «оскорбляет современное искусство... презирает те имена, которые мы [члены Салона] привыкли почитать».
Мэри Кассет
Лампа, 1891
Сухая игла, акватинта, бумага. 42,2 x 31,6 см
© Музей Бруклина, США
В 1877 году после очередной неудачной попытки попасть в Салон Эдгар Дега предложил ей присоединиться к импрессионистам, которые с 1874 года выставлялись независимо от официальных институций. В последующие два года под влиянием этого мастера и его коллег ее собственная манера значительно изменилась. Мэри Кассет начала экспериментировать с материалами, пробовала себя в клеевой живописи, кроме того, под влиянием Дега серьезно увлеклась пастелью, а позже и гравюрой. Выставка импрессионистов 1879 года оказалась чрезвычайно удачной для художницы, она представила одиннадцать работ, а на заработанные от продажи своих картин деньги приобрела работы Дега и Моне. Художница продолжала участвовать в выставках импрессионистов до 1886 года, хотя формально не причисляла себя
к ним.
В 1890-е годы главной темой творчества Кассет становится материнство. Одно из самых ранних произведений на этот сюжет — гравюра «Ребенок на руках у матери» (1889), выполненная
в технике сухой иглы; композиция этой работы отсылают к иконографии «Мадонна с младенцем» эпохи Возрождения. В 1891 году художница представила серию гравюр в технике сухой иглы
и акватинты, в которых заметно ощущалось влияние японского эстампа. Самой масштабной работой в творчестве художницы стал триптих «Современные женщины», созданный для Всемирной выставки 1893 года в Чикаго.
В начале нового века Мэри Кассет стала советником многих крупных коллекционеров произведений искусства. В знак признания ее вклада в искусство в 1904 году ей был присвоен орден Почетного легиона. К концу жизни из-за потери зрения Кассет почти перестала заниматься живописью. Она скончалась 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа.