Василий Васильевич Кандинский (Wassily Kandinsky)
1866, Москва — 1944, Нейи-сюр-Сен
Знаменитый российский художник, один из зачинателей и лидеров мировой абстрактной живописи, творчество которого вошло составной частью в искусство Германии и Франции XX века.
В 1885–1893 годах Кандинский обучался праву в Московском университете, одновременно проявляя серьезный интерес к искусству. В 1889 году он впервые посетил Париж, а в 1896 году — Французскую художественную выставку в Москве, при осмотре которой был потрясен увиденной на ней картиной Моне. В 1896 году уезжает в Мюнхен и в 1897–1898 годах поступает в художественную школу Антона Ашбе, где знакомится с Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной, в 1900 году посещает класс Франца фон Штука в мюнхенской Академии художеств. В 1901 году выступил сооснователем художественного объединения «Фаланга» и одноименной художественной школы, где его ученицей стала Габриэла Мюнтер. В 1904–1908 годах Кандинский много путешествует с ней по Северной Африке, Италии, Франции, работает в манере, близкой символизму и югендстилю.
В 1909 году Кандинский вместе с Мюнтер, Явленским и Веревкиной образует ядро художественной колонии в Мурнау, основывает Новое художественное объединение в Мюнхене. В 1911 году он знакомится с Францом Марком, вместе с ним разрабатывает план издания альманаха (1912) и организации выставок (1911–1912) объединения «Синий всадник». Издает трактат «О духовном в искусстве» (1911), в котором формулирует принципы выразительности абстрактного искусства, его взаимодействия со звуком. Воплощает их в циклах «Импрессий», «Импровизаций» (1911) и монументальных «Композиций» (1911–1913).
Wassily Kandinsky
Dame with pink belt
1917-1920
Oil on canvas. 160x124 mm
The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow
Wassily Kandinsky
Composition
1916
Oil on glass. 232x200 mm
The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow
После вступления Германии в Первую мировую войну Кандинский возвращается в Россию. В 1917 году женится на Нине Андреевской, возвращается к фигуративному искусству в камерных формах. Участвует в создании Музея живописной культуры и в разработке программы Свободных мастерских, однако, не найдя общего языка с группой конструктивистов, в 1921 году навсегда покидает Россию и по приглашению Вальтера Гропиуса уезжает преподавать в Баухауз в Веймар. С 1922 года занимает должность мастера формы в мастерской монументальной живописи, разрабатывает учебные курсы, суммирует их в трактате «Точка и линия на плоскости» (1926). Во взаимодействии с эстетикой конструктивизма и Баухауза вносит в свою лирическую творческую манеру рациональность, геометризм.
В 1928 году Кандинский переходит в немецкое гражданство. После закрытия Баухауза нацистами в 1933 году переезжает во Францию, в Нейи, участвует в парижской художественной жизни, в 1939-м принимает французское гражданство.