Василий Васильевич Кандинский (Wassily Kandinsky)
1866, Москва — 1944, Нейи-сюр-Сен
Знаменитый российский художник, один из зачинателей и лидеров мировой абстрактной живописи, творчество которого вошло составной частью в искусство Германии и Франции XX века.
В 1885–1893 годах Кандинский обучался праву в Московском университете, одновременно проявляя серьезный интерес к искусству. В 1889 году он впервые посетил Париж, а в 1896 году — Французскую художественную выставку в Москве, при осмотре которой был потрясен увиденной на ней картиной Моне. В 1896 году уезжает в Мюнхен и в 1897–1898 годах поступает в художественную школу Антона Ашбе, где знакомится с Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной, в 1900 году посещает класс Франца фон Штука в мюнхенской Академии художеств. В 1901 году выступил сооснователем художественного объединения «Фаланга» и одноименной художественной школы, где его ученицей стала Габриэла Мюнтер. В 1904–1908 годах Кандинский много путешествует с ней по Северной Африке, Италии, Франции, работает в манере, близкой символизму и югендстилю.
В 1909 году Кандинский вместе с Мюнтер, Явленским и Веревкиной образует ядро художественной колонии в Мурнау, основывает Новое художественное объединение в Мюнхене. В 1911 году он знакомится с Францом Марком, вместе с ним разрабатывает план издания альманаха (1912) и организации выставок (1911–1912) объединения «Синий всадник». Издает трактат «О духовном в искусстве» (1911), в котором формулирует принципы выразительности абстрактного искусства, его взаимодействия со звуком. Воплощает их в циклах «Импрессий», «Импровизаций» (1911) и монументальных «Композиций» (1911–1913).
Wassily Kandinsky
Une dame avec le ceinture rosat
1917-1920
Huile sur verre. 160x124 mm
Le musée des beaux-arts Pouchkine, Moscou
Wassily Kandinsky
Composition
1916
Huile sur toile. 232x200 mm
Le musée des beaux arts Pouchkine, Moscou
После вступления Германии в Первую мировую войну Кандинский возвращается в Россию. В 1917 году женится на Нине Андреевской, возвращается к фигуративному искусству в камерных формах. Участвует в создании Музея живописной культуры и в разработке программы Свободных мастерских, однако, не найдя общего языка с группой конструктивистов, в 1921 году навсегда покидает Россию и по приглашению Вальтера Гропиуса уезжает преподавать в Баухауз в Веймар. С 1922 года занимает должность мастера формы в мастерской монументальной живописи, разрабатывает учебные курсы, суммирует их в трактате «Точка и линия на плоскости» (1926). Во взаимодействии с эстетикой конструктивизма и Баухауза вносит в свою лирическую творческую манеру рациональность, геометризм.
В 1928 году Кандинский переходит в немецкое гражданство. После закрытия Баухауза нацистами в 1933 году переезжает во Францию, в Нейи, участвует в парижской художественной жизни, в 1939-м принимает французское гражданство.