Леон Леман (Léon Lehmann)
1873, Альткирш (Эльзас) — 1953, Альткирш
1953
Французский художник, испытавший влияние ряда направлений модернизма.
По рекомендации своего земляка, академического художника Жан-Жака Эннера, Леон Леман поступил в Школу изящных искусств. Но уже в 1892 году перешел в мастерскую Гюстава Моро. Там он познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке, Анри Мангеном и с Жоржем Руо, с которым будет дружить всю жизнь. Призванный на военную службу, Леман в графике и живописи запечатлел солдатские будни и армейские учения. Его картина «Кавалеристская разведка» была отмечена критиками Салона 1894 года. После демобилизации Леман уединился в местечке Трапп д’Асе, близ Безансона и, стремясь наверстать упущенное, начал писать натюрморты и окрестные виды. Вернувшись в Париж, художник встретил старого друга Жоржа Руо, который предложил ему пожить у него дома. В течение нескольких лет он освоил приемы пуантилизма, фовизма, кубизма и экспрессионизма, оставаясь при этом вполне самостоятельным и оригинальным. На творчество художника обратили внимание галеристы Берта Вейль и Эжен Дрюэ. С фронта Первой мировой войны Леман вернулся тяжело больным и лишь в начале 1920-х годов смог вернуться к работе. Он вновь начинает выставляться у Дрюэ вместе с Марке, Фриезом, Пюи и Мангеном, его работы экспонирует галерея Эжена Бло. Палитра живописца становится светлее, мазки все более дробными. Некоторые критики сравнивают картины Лемана со сценами в интерьере Боннара и Вюйара.
Консервативный критик Луи Воксель, некогда иронизировавший над фовистами и кубистами, пишет о нем хвалебное предисловие для каталога его персональной выставки в Осеннем салоне 1936 года. В последний период творчества художника под воздействием света и цвета формы как бы растворяются на его полотнах, а рисунок становится все более зыбким. В этой манере Леманом были исполнены последние семь картин на евангельские сюжеты, предназначенные для интерьера часовни в Вуароне (Верхняя Савойя).