Испанка с бубном
1909
Холст, масло
92×73 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
В феврале 1909 приобретена галереей Бернхейм-Жён у художника, Париж; 24 марта 1909 приобретена С.И. Щукиным в галерее Бернхейм-Жён за 5000 франков. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3297
Inv. GMNZI: 102
Поиски Матиссом источников вдохновения среди экзотических культур и его внимание к национальной художественной традиции отразились в «Испанке с бубном». Путешествие в саму Испанию, состоявшееся на рубеже 1910–1911 годов, было для мастера еще впереди. Пока же он обращается к этой стране как к яркому, эмоциональному образу, трактуя его с явной оглядкой на своих предшественников из эпохи романтизма, опираясь на художественное наследие Мане и Сезанна, суммируя тем самым опыт всего XIX столетия.
Картину можно отнести к ряду исполненных в то же время поколенных изображений женщин, однако она выделяется сложностью смыслового построения. Художник в меньшей степени заботился о происхождении приглашенной модели и точности подобранной атрибутики, чем об общем впечатлении. Для портрета позировала итальянка, которую Матисс облачил в короткий, украшенный вышивкой жакет-«торерилью» (или же чакетилью). Яркая красная юбка и бубен дополняют образ. Характерна и «испанская» поза модели, выступающей подбоченясь, вполоборота. Нарочито упрощенные, широкие линии контуров, которыми охвачена фигура, темные и густые цвета самой живописи усиливают впечатление пряной экзотики.
Щукин приобрел картину почти сразу после того, как она поступила в галерею Бернхейм-Жён, с которой Матисс был связан контрактом. Однако до отправки в Москву художник успел показать ее на весеннем Салоне независимых 1909 года. Прибыв к коллекционеру еще до появления ансамбля Розовой гостиной, она стала одним из ключевых элементов при его создании в 1911 году.
Ал.П.