Любительница абсента
1901
Холст, масло. 73 х 54 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク
Inv.: 9045
Inv. GMNZI: 154
Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом. Какое-то тесное кафе на Монмартре. За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета. Филенка, разделяющая верх и низ стены, проведена грубо, маляром явно не высшей квалификации; справа она слегка скошена, так что даже в этой, в сущности, плоской живописи создается ощущение пространства, угла, в который загнала себя женщина. Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете. Столешница мраморная – это практично. Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Было ли все именно так в реальности, никто уже не узнает.Обстановку художник мог и придумать, но отталкивался он от живых ощущений: уж очень эта обстановка соответствует образу женщины наедине с рюмкой абсента, точно так же, как розовый и красно-коричневый тона стены – синим оттенкам сифона и платья героини.
Еще в Барселоне в последние годы XIX века Пабло Пикассо испытал влияние живописи французских импрессионистов. В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе “Четыре кота”», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание). Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат).
Пабло Пикассо
Кафе “Четыре кота”
1900
Холст, масло. 41×28
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Рамон Касас
Мадлен
1892
Холст, масло. 117×90
Музей Монтсеррат, Монтсеррат
Но главными авторами этой темы для Пикассо и вообще художников, собиравшихся в «Четырех котах», оставались Эдгар Дега («В кафе» или «Абсент», 1875–1876 и «Женщины на террасе кафе», 1877, обе в музее Орсэ) и Анри де Тулуз-Лотрек, работу которого «Сухая глотка» они знали по воспроизведениям. Приехав в Париж в 1900 году на Всемирную выставку, где демонстрировалась его большая картина «Наука и Милосердие», Пикассо смог познакомиться с этими полотнами в оригинале, равно как смог наблюдать реальные сцены такого рода в монмартрских заведениях.
Эдгар Дега
Абсент
1876
Холст, масло. 92×68
Музей Орсэ, Париж
Эдгар Дега
Женщины на террасе кафе
1877
Пастель по монотипии. 54,5×71,5
Музей Орсэ, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Анри де Тулуз-Лотрек
Похмелье
1887–1889
Холст, масло. 47×55,3
Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс
1901
Пабло Пикассо пишет картину «Любительница абсента».
1911
С. И. Щукин покупает картину Пабло Пикассо «Любительница абсента».
1918
Картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1928
Картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке
Клуазонизм
Плоскостная манера живописи, получившая название «клуазонизм» (перегородчатая эмаль; от франц. «cloison» — перегородка»), несомненно восходит к искусству Поля Гогена. Все контуры в картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» подчеркнуты, что придает особую звучность заключенным внутри них цветовым пятнам. Тяготение к синему цвету уже выдает начало голубого периода творчества художника.
Кафе
В левом углу картины Пабло Пикассо «Любительница абсента» рама зеркала и полуабстрактые отражения в нем – очень важная деталь, напоминающая о присутствии каких-то иных обитателей заведения, снующих перед глазами героини, в то время как сама она застыла в неподвижности и никого не замечает.
Одинокая женщина
В начале 1901 года Пабло Пикассо обращается к изображению женщины за рюмкой абсента, что приводит его к созданию целой серии из трех работ. Первой был «Абсент» (частное собрание), где женщине южного типа, скорее всего не парижанке, зашедшей в кафе с зимней улицы, Пикассо придает несколько хищный и настороженный вид.
Пабло Пикассо
Абсент
1901
Картон, масло. 67,3х52
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Левая рука приставлена к уху (она во что-то вслушивается), правой кладет кусочек сахара в рюмку с абсентом. Стиль напряженный, выдающий знакомство с искусством Винсента ван Гога. В том же году Пикассо снова обращается к этому образу, выбирая совершенно иной типаж героини. Женщина, на этот раз северного склада (все тянутся в Париж), показана на желтом, словно бы наэлектризованном фоне, где видны контуры танцующих, тесно сплетенных фигур.
Пабло Пикассо
Абсент
1901
Бумага, гуашь, пастель
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эта сцена второго плана происходит, по-видимому, не в реальном кафе, а в воспаленном сознании женщины (галюцинация, вызванная абсентом). Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. Ему предстояло сделать еще один шаг, чтобы достичь невероятной лаконичности и неожиданной живописной выразительности. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара.
Знакомство с этой работой выдает сразу несколько деталей – синий сифон на переднем плане и коричневато-красный фон стены, прическа темноволосой женщины, однотонная темная одежда. Картина необыкновенна по жестикуляции. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок. Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». В ее лице читается жесткость и упрямство. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.
Сантьяго Русиньоль
Морфинистка
1894
Холст, масло. 83,7×115
Музей Кау Феррат, Ситхес
Рюмка с абсентом
В картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» силуэт сифона и рюмки со спиртным служит противовесом человеческому силуэту. В собрании С. И. Щукина картина называлась по-русски «Пьяница», а по-французски «Buveuse d’absinthe», что звучит несколько мягче («Пьющая абсент»). Абсент был запрещен во Франции во время войны в 1915 году, а в Швейцарии еще раньше, в 1906 году.
Подготовка холста
Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было. Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому, изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание), и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы. Даже не грунтуя холст, он воспользовался обратной стороной, лишь легко проклеив ее, и на ней написал новую композицию. Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна». Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело. Картина до сих пор находится на этой исторической основе.
Оборотная сторона холста, на котором написана «Любительница абсента» Пикассо
Танцовщица (Канкан)
1901
Бумага, пастель. 41,9×31,1
Частное собрание
© Bridgeman / Fotodom
Торговец произведениями искусства, издатель, один из главных парижских «поставщиков» С. И. Щукина и И. А. Морозова.
Испанский художник, родившийся на Кубе. Дружил с Сантьяго Русиньолем. Вместе они выпустили книгу «По Каталонии». В конце 1890-х годов оказал влияние на юного Пабло Пикассо.
Торговец картинами из Каталонии, принадлежавший к испанской колонии в Париже.
Держала небольшую галерею на Монмартре в первые годы ХХ века, устраивала у себя небольшие выставки художников авангарда.
Видный французский писатель-модернист. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1947 году.
Русский режиссер и актер, создатель знаменитой актерской системы. Постановка им пьесы М. Горького «На дне» в Московском Художественном театре в 1901 году принесла театру очень большой успех.
Русский советский писатель и общественный деятель.
Каталонский художник и поэт, один из наиболее видных живописцев, собиравшихся в барселонском кафе «Четыре кота».
Французский журналист и писатель. В конце Первой мировой войны открыл свою художественную галерею.
Художник, ближайший друг Пабло Пикассо. Приревновал свою подругу, стрелял в нее, а потом застрелился сам. В 1899–1901 годах Пикассо нарисовал несколько его портретов и посвященных ему картин, в частности «Похороны Касагемаса».