Reine Isabeau
1909
Huile sur toile. 91,8 x 73,2 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Происхождение
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3319
Inv. GMNZI: 165
В произведении «Королева Изабо» художник уподобляет модель деревянной скульптуре. Название произведению дал, вероятно, кто-то из окружения Пикассо, и оно связано с влиянием поэта Гийома Аполлинера. Королева Изабелла Баварская (1371—1435), с именем которой связано немало легенд о роскоши ее двора, о ее причудливых вкусах, о безумных ночных оргиях, была популярна в те годы благодаря новелле Пиля Адана «Королева Изабо», и само ее имя бытовало во французском языке как имя нарицательное. Но Пабло Пикассо не интересовала анекдотическая сторона сюжета. Костюмирование модели под средневековую прекрасную даму позволяет художнику наряду со стремлением упростить пластику фигуры и окружающих ее предметов решить и чисто декоративную задачу. Помимо типичных для кубизма узловатых, ломающихся линий в произведении много плавных, круглящихся арабесок. Причудливые узоры платья, вносящие в картину элемент пейзажа, головной убор женщины в духе средневековой моды, ваза с фруктами, вызывающая ассоциации со стрельчатыми формами готики, наконец, цветовая гамма с приглушенными зеленоватыми, серебристо-серыми, охристыми и коричневатыми тонами напоминают выцветший от времени средневековый гобелен. Пребывающая в полусне, полугрезе модель как бы внушает зрителю «готический» образ. Готические ассоциации Пикассо использует не для решения формальной задачи, а как средство создания образного строя произведения.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке