Королева Изабо
1909
Холст, масло. 91,8 x 73,2 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена А. Волларом у художника, Париж; приобретена Д. Канвейлером в галерее А. Воллара, Париж. Приобретена С.И. Щукиным в галерее Канвейлера, Париж. До 1918 – собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Инв.: Ж-3319
Инв. ГМНЗИ: 165
В произведении «Королева Изабо» художник уподобляет модель деревянной скульптуре. Название произведению дал, вероятно, кто-то из окружения Пикассо, и оно связано с влиянием поэта Гийома Аполлинера. Королева Изабелла Баварская (1371—1435), с именем которой связано немало легенд о роскоши ее двора, о ее причудливых вкусах, о безумных ночных оргиях, была популярна в те годы благодаря новелле Пиля Адана «Королева Изабо», и само ее имя бытовало во французском языке как имя нарицательное. Но Пабло Пикассо не интересовала анекдотическая сторона сюжета. Костюмирование модели под средневековую прекрасную даму позволяет художнику наряду со стремлением упростить пластику фигуры и окружающих ее предметов решить и чисто декоративную задачу. Помимо типичных для кубизма узловатых, ломающихся линий в произведении много плавных, круглящихся арабесок. Причудливые узоры платья, вносящие в картину элемент пейзажа, головной убор женщины в духе средневековой моды, ваза с фруктами, вызывающая ассоциации со стрельчатыми формами готики, наконец, цветовая гамма с приглушенными зеленоватыми, серебристо-серыми, охристыми и коричневатыми тонами напоминают выцветший от времени средневековый гобелен. Пребывающая в полусне, полугрезе модель как бы внушает зрителю «готический» образ. Готические ассоциации Пикассо использует не для решения формальной задачи, а как средство создания образного строя произведения.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке