Пьер Пюви де Шаванн (Pierre Puvis de Chavannes)
1824, Лион - 1898, Париж
1898
Художник, один из наиболее значительный представителей французского символизма. Оригинально интерпретировал редкие сюжеты из истории, литературы и мифологии. Председатель Национального общества изящных искусств.
Пюви де Шаванн готовил себя к карьере горного инженера, намереваясь продолжить дело отца, и только внезапная болезнь помешала ему сдать экзамены в парижскую Политехническую школу. Для восстановления здоровья он на целый год уехал в Италию. Там, познакомившись с живописью античного Рима и Ренессанса, Пюви де Шаванн изменил свои намерения и по возвращении в Париж в 1847 году начал заниматься живописью в мастерской Анри Шеффера [Henry Scheffer]. Через год он снова отправился в Италию, чтобы изучать фрески Джотто, Мазаччо и других мастеров раннего Возрождения. После трех месяцев занятий у Тома Кутюра [Tomas Couture] Пюви де Шаванн решил бросить попытки получить художественное образование; в дальнейшем изучать живопись и рисунок он будет самостоятельно.
В 1850 году Пюви де Шаванн дебютировал в Салоне, но его «Пьета», отражающая влияние Эжена Делакруа, у которого начинающий художник обучался в течение двух недель, успеха не имела. В течение целого десятилетия жюри обходило вниманием работы Пюви де Шаванна, и только благодаря материальной поддержке родителей он мог продолжать заниматься творчеством. Наконец в 1861 году в Салон были приняты два панно художника: «Война» и «Мир», — более того, он был награжден медалью второго класса, а одно из этих полотен приобретено государством для музея в Амьене (второе панно мастер подарил музею). В 1865 году Пюви де Шаванн получил первый официальный заказ, а через два года был за творческие заслуги произведен в кавалеры ордена Почетного легиона.
Широкую известность Пюви де Шаванну принесли два полотна аллегорического характера. В первом из них — «Надежде», которую олицетворяла юная девушка (обнаженная в одном варианте картины (1871, Музей Орсэ, Париж) и облаченная в белое платье в другом (1872, Галерея Уолтерc, Балтимор), — современники увидели образ Франции, возрождающейся после войны с Пруссией.
Пьер Пюви де Шаванн
Надежда
Ок. 1872
Холст, масло. 70×82
Музей Орсе, Париж
Пьер Пюви де Шаванн
Надежда
1872
Холст, масло. 102,5×129,5
Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Еще больший резонанс вызвал «Бедный рыбак» (1881, Музей Орсэ, Париж; вариант, принадлежавший С. И. Щукину, находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), ставший ориентиром не только для многих современных Пюви де Шаванну авторов, но и для следующих поколений художников — как академического, так и авангардного направлений. Знаменательно, что фотографии обеих этих картин Поль Гоген увез на Таити, где исполнил по ним собственные вариации. (Одна из них — «Пирога (Te Vaa)», — привезенная из Парижа М. А. Морозовым, находится в Государственном Эрмитаже.)
Пьер Пюви де Шаванн
Бедный рыбак
1881
Холст, масло. 156×193
Музей Орсе, Париж
Пюви де Шаванн избирал и оригинально интерпретировал редкие сюжеты из истории, литературы и мифологии. Исполненные тоски по иному, недоступному человеку бытию, символические образы-видения Пюви де Шаванна оказывали сильное эмоциональное воздействие на современников; при этом лаконичные, четко выстроенные, статичные композиции и обобщенные формы его картин обладали чертами большого стиля. «Двухмерность» монументальных и станковых произведений Пюви де Шаванна, их линеарная манера письма и приглушенные тона оказали влияние на формирование «синтетического» стиля» Поля Гогена, на живопись Эмиля Бернара и французских символистов, а также на многих других мастеров конца ХIX — начала XX веков, вплоть до Пабло Пикассо.
К станковым композициям Пюви де Шаванн обращался лишь в перерывах между выполнением заказов на монументальную живопись: после Франко-прусской войны правительство Третьей республики развернуло масштабную реконструкцию общественных зданий, и Пюви де Шаванн работал в полную силу. Циклы выполненных им росписей украсили Пантеон (1874–1898), амфитеатр Сорбонны (1887–1889) и парижскую ратушу, музеи в Амьене, Руане, Лионе, Марселе и др. Одной из последних работ мастера стало панно для Публичной библиотеки в Бостоне (1893–1895).
Интерьер Пантеона с фреской Пюви де Шаванна «Святая Женевьева снабжает осажденный гуннами Париж»
1889-1898
© Hervé Champollion / AKG Images / East News
Пюви де Шаванн создал собственный монументальный стиль: он исполнял композиции на холсте, который затем крепился к стене, при этом пользовался приглушенными, почти монохромными тонами, приближая масляную живопись к фреске. Вопреки традициям настенной росписи Нового времени, предполагавшим иллюзию выхода в изображаемое пространство, Пюви де Шаванн, как и мастера раннего Возрождения, заботился о сохранении плоскостности живописи и единстве ее с архитектурной средой; «одухотворение стен» — так формулировал свою задачу художник.
Пьер Пюви де Шаванн в своей студии
1898
© Roger-Viollet / East News
В 1890 году вместе с Эрнестом Мейссонье [Ernest Meissonier] и Огюстом Роденом [Auguste Rodin] Пюви де Шаванн основал, а после смерти Мейссонье и возглавил Национальное общество изящных искусств [Societe Nationale des Deaux-Aerts], ежегодные выставки которого задумывались организаторами в качестве альтернативы Салону.
Жан-Андрэ Риксен
Открытие Национального общества изящных искусств в Елисейcком дворце в Париже
Ок. 1890
Гравюра
© Bridgeman / Fotodom
В 1897 году Пюви де Шаванн, жизнь которого прошла по большей части в труде и уединении, женился. Его супруга, княгиня Кантакузен [Cantacuzene], умерла через год после свадьбы, а спустя два месяца после кончины жены не стало и самого художника.