Артуро Този (Arturo Tosi)
1871, Бусто Арсицио (Ломбардия) — 1956, Милан
1956
Итальянский живописец-пейзажист, придерживавшийся традиций постимпрессионизма и реализма.
© East News
В молодости Този изучал технические дисциплины и при этом брал уроки живописи у художника Адольфо Ферагутти Висконти. В 1889 году он переехал в Милан и записался в Школу обнаженной натуры при Академии художеств Брера. Выставленный им в 1891 году на триеннале небольшой портрет девочки был замечен коммерсантом и меценатом миланских художников Витторе Грубичи де Драгоном, ставшим его покровителем. В 1890-е годы Този увлекался живописью на пленэре и находился под сильным влиянием пастозной манеры французского художника Адольфа Монтичелли.
С 1909 года и до самой смерти Този был участником Венецианской биеннале. После 1920 года, когда художник увидел на биеннале произведения Сезанна, он отошел от своей прежней манеры, во многом ориентированной на поздних романтиков Эмилио Гола, Даниэле Рандзони и Кремона. Този предпочитал писать натюрморты и сельские пейзажи, чаще всего в окрестностях Бергамо и Милана.
В 1922 году Този, участвовавший в Весенней художественной выставке во Флоренции, получил золотую медаль Министерства народного образования за триптих «Моя земля». Благодаря первой персональной выставке, прошедшей в 1923 году в знаковой миланской галерее Пезаро, Този стал известен широкой публике. Со следующего года он стал посещать салон Маргериты Сарфатти, известной журналистки, арт-критикессы и соратницы Муссолини. В 1925 году вступил в Novecento Italiano («Итальянский ХХ век» или «Новеченто»), хотя эстетика этого объединения, основанная на возрождении классических традиций старых итальянских мастеров, ему мало импонировала. Он вообще сторонился любых теорий. Более близким себе он считал мужественную и суровую пластику Карло Карра и Марио Сирони. Между тем Този, пользовавшийся непререкаемым авторитетом у новечистов, был участником всех выставок объединения. Его творчество высоко ценили Ренато Гуттузо и выдающийся историк искусства Карло Джулио Арган, который образно определил место художника на итальянской арт-сцене: «одинокий пахарь».
В 1940 году Този получил золотую медаль за заслуги в искусстве. В 1942 году ему была вручена премия Муссолини, которую он разделил между нуждающимися художниками. За сотрудничество с режимом художник в конце войны подвергся остракизму, а его мастерскую с 300 картинами и рисунками сожгли партизаны. Однако преследования продлились недолго: с 1948 года художник вновь стал постоянным участником выставок Венецианской биеннале.