Феликс Валлоттон (Felix Vallotton)
1865, Лозанна — 1925, Париж.
1925
Швейцарско-французский художник, близкий к символизму, мастер сатирического рисунка, гравер, литограф, живописец
Феликс Валлоттон родился в зажиточной семье швейцарских протестантов из кантона Во. С 1875 года он учился в кантональном коллеже в Лозанне. В раннем возрасте проявлял способности к рисованию и посещал вечерние занятия художника Гиньяра. В 17 лет юноша переехал в Париж и поступил в Академию Жюлиана, в которой учились будущие художники-наби — Поль Серюзье, Морис Дени, Эдуар Вюйар, Поль Рансон и Пьер Боннар, ставшие потом товарищами Валлотона. В 1891 году молодой художник обращается к ксилографии и в известном смысле возрождает эту технику. Уже через год его гравюры на дереве были представлены на первом салоне «Роза и крест» и с энтузиазмом восприняты его коллегами из группы «Наби». Рисунки и гравюры Валлоттона, построенные на сильных контрастах черных и белых пятен, пользовались большим успехом у публики. С конца 1890-х годов художник начинает сотрудничать с такими популярными изданиями, как Rire («Смех»), L`Assiette au Beurre («Тарелка с маслом»), а также с художественным журналом La Revue blanche («Белое обозрение»). Он выставляется в Салоне независимых и в Осеннем салоне.
В 1899 году Валлоттон женится на Габриели Родригес-Энрикес, сестре процветающих галеристов Жосса и Гастона Бернхеймов. С этого времени у художника не возникает никаких финансовых проблем. Однако, чтобы утвердиться в глазах новых родственников в статусе художника, бывший анархист, сатирик и карикатурист все больше времени уделяет не графике, а более репрезентабельному виду искусства — живописи; он пишет обнаженную натуру, интерьеры и пейзажи. Впрочем, ирония подчас проступала и в портретах, и в жанровых сценах этого времени.
Валлоттон много экспонируется: в 1910 году его выставка проходит в парижской галерее Дрюэ (статью для каталога написал Октав Мирбо). В Швейцарии продажей его работ занимается брат Поль Валлоттон, ставший заведующим филиалом галереи Бернхейма-младшего. Произведения мастера демонстрировались также в Вене, Мюнхене, Лондоне, Праге и в Москве и Петербурге.
В 1925 году перед тем, как лечь на операцию по удалению опухоли, художник уничтожил все произведения, которые его не устраивали. В качестве литературного наследия Валлоттон оставил автобиографический роман «Смертоносная жизнь», «Книгу расходов и записей» (о собственном творчестве) и несколько пьес.