NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1892–1917  1907

Politique et Culture

Вторая и третья Государственные думы

Заседание второй Государственной думы
1907

Была избрана (5 марта) и распущена (15 июня) вторая Государственная дума. Созванная 14 ноября третья дума, просуществовала до 1912 года; большинство в ней принадлежало октябристам.

Штутгартский конгресс II Интернационала принял решение использовать надвигающуюся войну для разрушения капитализма.

Выступление Розы Люксембург на митинге во время Штутгартского конгресса II Интернационала.
1907 

Н. А. Бердяев в своей работе «Новое религиозное сознание и общественность» равно уничижительно высказался как о государственно-церковном традиционализме, так и о лже-религии марксизма.

В этом году свет увидели исторический роман В. Я. Брюсова «Огненный ангел», роман М. Горького «Мать», повесть «Тьма» и пьеса «Жизнь человека» Л. Н. Андреева, эротический роман М. П. Арцыбашева «Санин», быстро завоевавший большую популярность.

С. П. Дягилев организовал в Париже «Исторические русские концерты», на которых отечественная музыка была представлена от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова (дирижер А. Никиш, солисты Рахманинов и Ф. И. Шаляпин).

А. Н. Скрябин написал симфоническую «Поэму экстаза».

С мая по июнь В. А. Серов путешествовал вместе с Л. С. Бакстом по Греции. Летом на даче в Ино он исполнил портрет писателя Л. Н. Андреева. Закончил начатый годом ранее портрет Г. Л. Гиршман – одно из высших своих достижений в этом жанре. В конце года выполнил эскиз декорации для новой постановки в Мариинском театре оперы своего отца А. Н. Серова «Юдифь».

 «Голубая роза»

Н. Н. Сапунов
Обложка каталога выставки объединения «Голубая роза»
1907

В Москве по инициативе Н. П. Рябушинского создано художественное объединение «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, С. Ю. Судейкин, И. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), многие члены которого перед тем выставлялись в Саратове под именем «Алой розы». В творчестве этих художников соединились декоративистские и символистские тенденции, а своими предтечами они считали М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. И. Э. Грабарь, обрушившись на выставку «Голубой розы» с резкой критикой, призывал экспонентов уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности.

Неопримитивизм М. Ф. Ларионова

М. Ф. Ларионов
Дата неизвестна

М. Ф. Ларионов от опытов с форсированным импрессионизмом в пейзажах 1904 года обратился к натюрмортам в сезанновской манере. Он становится лидером молодых авангардистов, практикуя, в частности, стиль, который именует неопримитивизмом, – в нем, действительно, проглядывает использование приемов Таможенника Руссо и русской простонародной заборной живописи. В Париже, куда, покровительствуемый С. П. Дягилевым, Ларионов прибыл осенью 1906 года, краски французского «разнотравья» в Осеннем салоне произвели на него чрезвычайно сильное впечатление. Особенно близок художнику оказался фовизм, более всего отвечавший его собственному, несколько бесшабашному молодому задору.

В рамках Осеннего салона была развернута посмертная ретроспектива Поля Сезанна (56 номеров).

В январе Анри Матисс написал в Коллиуре «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор); уже весной картина была показана в Салоне Независимых, где ее приобрел Лео Стайн. В июле Матисс отправился в Италию, навестив по пути своих соратников по фовизму: Андре Дерена в Касси, Жоржа Брака и Отона Фриеза в Ла Сиота, Анри Мангена в Сен-Тропезе. Произведения Джотто и других мастеров раннего Возрождения произвели на Матисса огромное впечатление. В августе он возвратился в Коллиур, где исполнил две версии картины «Роскошь» (Центр Помпиду, Париж и Государственный Художественный музей, Копенгаген). В Осеннем салоне была показана «Музыка» – первый эскиз будущей большой композиции.  . При финансовой поддержке Майкла Стайна Матисс основывает школу-студию. Гийом Аполлинер, получив интервью у художника, публикует статью о нем.

Окончена заказанная Амбруазом Волларом Лондонскя серия – самое значительное достижение Андре Дерена в период фовизма.

Распад группы фовистов

Андре Дерен все более отказывается от чистого цвета, вступая в стадию сезаннизма. Жорж Брак в «Стоящей обнаженной» приблизжается к кубизму.

Год в жизни Пабло Пикассо

Пабло Пикассо
Авиньонские девушки (фрагмент)
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Пабло Пикассо продолжает знакомство с искусством Черной Африки в парижском музее Трокадеро. Колониальные трофеи становятся для испанца настоящим откровением. Из эзотерического примитивизма африканской скульптуры, уроков Поля Сезанна и новейшей индустриальной действительности быстро складывается кубизм: в конце февраля Пикассо показывает Гийому Аполлинеру большой холст с уже продвинутым первым вариантом «Авиньонских девушек», и тот записывает в своем дневнике: «Изумительный живописный язык, который никакой литературный язык передать не может, потому что наши слова, увы, даны нам в готовом виде!». «Авиньонских девушек», картину, считающуюся родоначальницей кубизма, художник переписывает в июне. Тогда же Аполлинер знакомит его с Жоржем Браком.

В конце марта или в апреле Пикассо увидел в Салоне Независимых «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор) Анри Матисса и был поражен этой картиной. Его ответом станет «Танец с покрывалами», который вместе с подготовительными этюдами вскоре приобретут у художника Лео и Гертруда Стайн. То же самое произойдет в следующем году с большой композицией «Три женщины», к которой предварительно Пикассо исполнит множество эскизов. Оба шедевра раннего кубизма в 1912 году перейдут к С. И. Щукину, которого Амбруаз Воллар приводит в парижский дом Стайнов с его уникальным собранием новейшей французской живописи.

Осенью Пикассо начал работу еще над одной важной кубистической композицией — «Дружба».



Текст: 
А. Костеневич