Вторая и третья Государственные думы
Заседание второй Государственной думы
1907
Была избрана (5 марта) и распущена (15 июня) вторая Государственная дума. Созванная 14 ноября третья дума, просуществовала до 1912 года; большинство в ней принадлежало октябристам.
Штутгартский конгресс II Интернационала принял решение использовать надвигающуюся войну для разрушения капитализма.
Выступление Розы Люксембург на митинге во время Штутгартского конгресса II Интернационала.
1907
Умер Д. И. Менделеев, создатель периодической системы элементов.
Дмитрий Менделеев
1897
Рукопись первой таблицы Менделеева
Н. А. Бердяев в своей работе «Новое религиозное сознание и общественность» равно уничижительно высказался как о государственно-церковном традиционализме, так и о лже-религии марксизма.
В этом году свет увидели исторический роман В. Я. Брюсова «Огненный ангел», роман М. Горького «Мать», повесть «Тьма» и пьеса «Жизнь человека» Л. Н. Андреева, эротический роман М. П. Арцыбашева «Санин», быстро завоевавший большую популярность.
С. П. Дягилев организовал в Париже «Исторические русские концерты», на которых отечественная музыка была представлена от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова (дирижер А. Никиш, солисты Рахманинов и Ф. И. Шаляпин).
А. Н. Скрябин написал симфоническую «Поэму экстаза».
Год в жизни В. А. Серова
Валентин Серов
Портрет Г. Л. Гиршман (фрагмент)
1907
Холст, масло. 140 х 140
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов
Эскиз декораций к опере Серова "Юдифь"
1907
Бумага, темпера.
© AKG Images / East News
С мая по июнь В. А. Серов путешествовал вместе с Л. С. Бакстом по Греции. Летом на даче в Ино он исполнил портрет писателя Л. Н. Андреева. Закончил начатый годом ранее портрет Г. Л. Гиршман – одно из высших своих достижений в этом жанре. В конце года выполнил эскиз декорации для новой постановки в Мариинском театре оперы своего отца А. Н. Серова «Юдифь».
«Голубая роза»
Н. Н. Сапунов
Обложка каталога выставки объединения «Голубая роза»
1907
В Москве по инициативе Н. П. Рябушинского создано художественное объединение «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, С. Ю. Судейкин, И. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), многие члены которого перед тем выставлялись в Саратове под именем «Алой розы». В творчестве этих художников соединились декоративистские и символистские тенденции, а своими предтечами они считали М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. И. Э. Грабарь, обрушившись на выставку «Голубой розы» с резкой критикой, призывал экспонентов уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности.
Неопримитивизм М. Ф. Ларионова
М. Ф. Ларионов
Дата неизвестна
М. Ф. Ларионов от опытов с форсированным импрессионизмом в пейзажах 1904 года обратился к натюрмортам в сезанновской манере. Он становится лидером молодых авангардистов, практикуя, в частности, стиль, который именует неопримитивизмом, – в нем, действительно, проглядывает использование приемов Таможенника Руссо и русской простонародной заборной живописи. В Париже, куда, покровительствуемый С. П. Дягилевым, Ларионов прибыл осенью 1906 года, краски французского «разнотравья» в Осеннем салоне произвели на него чрезвычайно сильное впечатление. Особенно близок художнику оказался фовизм, более всего отвечавший его собственному, несколько бесшабашному молодому задору.
В рамках Осеннего салона была развернута посмертная ретроспектива Поля Сезанна (56 номеров).
Год в жизни Анри Матисса
Анри Матисс
Голубая обнаженная (Воспоминание о Бискре) (фрагмент)
1907
Холст, масло. 92,1 х 140,3
Художественный музей, Балтимор
Анри Матисс
Роскошь I (фрагмент)
1907
Холст, масло. 210 х 138
Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж
© AKG Images / East News
Анри Матисс (в центре) со студентами школы Матисса
1909
В январе Анри Матисс написал в Коллиуре «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор); уже весной картина была показана в Салоне Независимых, где ее приобрел Лео Стайн. В июле Матисс отправился в Италию, навестив по пути своих соратников по фовизму: Андре Дерена в Касси, Жоржа Брака и Отона Фриеза в Ла Сиота, Анри Мангена в Сен-Тропезе. Произведения Джотто и других мастеров раннего Возрождения произвели на Матисса огромное впечатление. В августе он возвратился в Коллиур, где исполнил две версии картины «Роскошь» (Центр Помпиду, Париж и Государственный Художественный музей, Копенгаген). В Осеннем салоне была показана «Музыка» – первый эскиз будущей большой композиции. . При финансовой поддержке Майкла Стайна Матисс основывает школу-студию. Гийом Аполлинер, получив интервью у художника, публикует статью о нем.
Окончена заказанная Амбруазом Волларом Лондонскя серия – самое значительное достижение Андре Дерена в период фовизма.
Распад группы фовистов
Андре Дерен все более отказывается от чистого цвета, вступая в стадию сезаннизма. Жорж Брак в «Стоящей обнаженной» приблизжается к кубизму.
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Авиньонские девушки (фрагмент)
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Пабло Пикассо продолжает знакомство с искусством Черной Африки в парижском музее Трокадеро. Колониальные трофеи становятся для испанца настоящим откровением. Из эзотерического примитивизма африканской скульптуры, уроков Поля Сезанна и новейшей индустриальной действительности быстро складывается кубизм: в конце февраля Пикассо показывает Гийому Аполлинеру большой холст с уже продвинутым первым вариантом «Авиньонских девушек», и тот записывает в своем дневнике: «Изумительный живописный язык, который никакой литературный язык передать не может, потому что наши слова, увы, даны нам в готовом виде!». «Авиньонских девушек», картину, считающуюся родоначальницей кубизма, художник переписывает в июне. Тогда же Аполлинер знакомит его с Жоржем Браком.
Пабло Руис Пикассо
Танец с покрывалами
1907
152х101
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Три женщины
1908
Холст, масло. 199,5 х 178,5
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Дружба
1908
Холст, масло. 152 х 101
Государственный Эрмитаж
В конце марта или в апреле Пикассо увидел в Салоне Независимых «Голубую обнаженную (Воспоминание о Бискре)» (Художественный музей, Балтимор) Анри Матисса и был поражен этой картиной. Его ответом станет «Танец с покрывалами», который вместе с подготовительными этюдами вскоре приобретут у художника Лео и Гертруда Стайн. То же самое произойдет в следующем году с большой композицией «Три женщины», к которой предварительно Пикассо исполнит множество эскизов. Оба шедевра раннего кубизма в 1912 году перейдут к С. И. Щукину, которого Амбруаз Воллар приводит в парижский дом Стайнов с его уникальным собранием новейшей французской живописи.
Осенью Пикассо начал работу еще над одной важной кубистической композицией — «Дружба».
Текст:
А. Костеневич
Смерть Л. Г. Щукиной
В ночь на 3 января в Москве в возрасте 42 лет скоропостижно умирает жена С. И. Щукина Лидия Григорьевна. Остро переживая утрату, меценат пишет завещание, согласно которому коллекция после его смерти должна перейти в Третьяковскую галерею.
«История Психеи» Мориса Дени
Морис Дени
Панно седьмое. Амур переносит Психею на небеса
1909
Холст, масло. 180 х 265
Государственный Эрмитаж
Весной И. А. Морозов ведет переговоры с Морисом Дени о заказе декоративных панно для музыкального салона своего особняка на Пречистенке. В июне художник предлагает Морозову исполнить серию из пяти полотен на тему «История Психеи», если его эскизы (сейчас в Музее Орсэ, Париж) получат одобрение собирателя.
Приобретения И. А. Морозова
В галерее Поля Дюран-Рюэля И. А. Морозов покупает исторически важную картину «Бульвар Капуцинок» (50 тысяч франков), вызвавшую скандал на первой выставке импрессионистов в 1874 году, и «Стог сена в Живерни». Там же собиратель видит «Уголок сада в Монжероне» — редкий образец ранней декоративной живописи Клода Моне, оцененный в 40000 франков. Уже на следующий год в запаснике Амбруаза Воллара Морозов обнаруживает не слишком презентабельно выглядящий рулон холста – таких же точно размеров, с подписью Моне — и понимает, что обе картины связаны между собой. Воллар просит за картину вчетверо меньше, и «Берег пруда в Монжероне» также отправляется в Москву. Уже много позже выяснится, что картины действительно принадлежат к одной декоративной серии, исполненной некогда для Эрне Ошеде, который покровительствовал импрессионистам в трудные для них времена.
Морозов был одним из самых внимательных посетителей выставки Поля Сезанна в Осеннем салоне. Он начинает собирать картины Мастера из Экса, который скоро сделается его любимым художником. Именно в Осеннем салоне Морозов высмотрел «Портрет г-жи Сезанн в оранжерее» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), но приобрел его только через четыре года. А в 1907 он отобрал в Галерее Воллара «Равнину у горы святой Виктории (13000 франков), «Гору святой Виктории (20 000 франков) и «Натюрморт с драпировкой» (20 000 франков) — три других несравненных достижения Сезанна.
Морозов удивительно продуманно и мощно строил свою частную галерею — так чтобы превратить ее со временем в общественный музей. С. И. Щукин ушел далеко вперед него, и соперничество казалось бесполезным: что можно было противопоставить щукинскому «иконостасу», в котором в 1910 году насчитывалось 17 полотен высочайшего качества? Только особый, исключительно прицельный отбор живописи. Уже первые две картины, приобретенные у Воллара за 15000 франков (небольшая, изобретательно скомпонованная «Беседа» и величественный «Пейзаж с павлинами»), дают представление об отличительных свойствах морозовских «Гогенов»: они не только очень красивы, но и музыкальны. Любопытно, что вместе с этими картинами Морозов собирался купить сравнительно за недорого (2200 франков) два холста Эмиля Бернара. Неясно, что это были за картины, поскольку до Москвы они не дошли: по-видимому, собиратель, присмотревшись к обоим основоположникам символизма, сделал выбор в пользу Гогена и отказался от «Бернаров», еще не выезжая из Парижа.
Морис Вламинк
Баржи на Сене
1905-1906
Холст, масло. 81 х 100
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Одновременно Морозов проявляет интерес к творчеству далеко не столь маститых живописцев, в сущности своих ровесников. У Воллара он отобрал «Просушку парусов» Андре Дерена, тремя годами раньше сделавшую скандал в Осеннем салоне, «Баржи на Сене» Мориса Вламинка (каждый пейзаж стоил 600 франков) и сразу шесть полотен Луи Вальта (5600 франков), к которому всегда оставался неравнодушен.
«Маленькая школьница» Анри ле Фоконье
Анри Ле Фоконье
Маленькая школьница
1907
73 х 92,5
Государственный Эрмитаж
Н. П. Рябушинский покупает в Салоне «Золотого руна», который сам же и организовал, картину Анри ле Фоконье «Маленькая школьница». Эта работа, демонстрирующая уверенное владение чистым цветом, станет одним из последних произведений художника в стиле фовизма, от которого он под влиянием Поля Сезанна начинает отходить уже в конце года.
Текст:
А. Костеневич