В России создан «Союза Михаила Архангела» — право-монархическая черносотенная организация, проповедовавшая великодержавный шовинизм и отстаивавшая незыблемость самодержавия, господствующее положение православной церкви, помещичье землевладение.
Эмблема «Союза Михаила Архангела»
Разоблачен наиболее одиозный провокатор эпохи — Евно Азеф, многолетний агент царской охранки и одновременно руководитель боевой организации эсеров, направлявший террористические акты этой партии, в том числе убийство В. К. Плеве и великого князя Сергея Александровича.
Евно Азеф
Начало XX в.
Анатоль Франс написал исторический трактат «Жизнь Жанны д’Арк» и роман — сатиру на французскую историю — «Остров пингвинов».
Портрет Анатоля Франса
Ателье Надара, 1893
Титульный лист книги «Жизнь Жанны д’Арк» Анатоля Франса
1908
С. П. Дягилев представил в Париже «Бориса Годунова» на музыку М. П. Мусоргского.
Программка оперы «Борис Годунов», представленной в Париже С. П. Дягилевым
1908
Д. С. Мережковский написал пьесу «Павел I».
Д. С. Мережковский
1890-1900
Обложка пьесы Д. С. Мережковского «Павел I»
1908
Вышли в свет поэтические сборники А. А. Блока «Лирические драмы» и «Земля в снегу».
Год в жизни Л. С. Бакста
Портрет Л. С. Бакста
Ок. 191
© AKG Images / East News
Л. С. Бакст прочитал в Санкт-Петербурге лекцию «Искусство будущего и его связь с античным искусством». В Париже, в Осеннем салоне был выставлен большой холст работы художника «Древний ужас». Бакст пишет портреты Айседоры Дункан и Анны Павловой.
А. Я. Головиным написаны картины: «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А. Н. Серова “Юдифь”», «Портрет М. Н. Кузнецовой в роли Кармен», «Маркиза», «Испанка в черной шали».
А. Я. Головин
Портрет артиста Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна (фрагмент)
1908
Холст, темпера, пастель. 163,5 х 212
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В выставке «Стефанос» (Венок), развернутой в московском Строгановском училище, приняли участие Н. С. Гончарова (14 работ разного жанра) и М. Ф. Ларионов (9 натюрмортов и пейзажей).
Academie Matisse
Академия Анри Матисса на бульваре Инвалидов в Париже
1910
© Bridgeman / Fotodom
В начале января Анри Матисс открыл в пустующем помещении так называемого Птичьего монастыря (Couvent des Oiseaux) свою школу-студию (Academie Matisse). Начальная группа насчитывала десять студентов, некоторые из которых впоследствии достигли значительной известности: американцы Генри Брюс и Макс Вебер, немец Ханс Пурман, венгр Бела Чобель. За три года существования этой школы через нее прошло 120 человек, занимавшихся живописью, рисунком и скульптурой. Когда государство продало Птичий монастырь, школа переместилась в другой вакантный дом – Отель Бирон на Бульваре Инвалидов (бывший монастырь Сакре-Кер), перешедший позднее в собственность Музея Родена.
Год в жизни Анри Матисса
Летом Анри Матисс написал по заказу С. И. Щукина «Гармонию в голубом», но накануне открытия Осеннего салона неожиданно переделал ее, изменив господствующую тональность, так что картина превратилась в «Гармонию в красном» (другое название – «Красная комната»). На этой же выставке была развернута небольшая, но очень важная ретроспектива художника – 11 картин, 6 рисунков, 13 скульптур. В декабре в La Grande revue публикуются «Заметки живописца» Матисса – один из важнейших документов эстетической мысли ХХ века. Эта работа в русском переводе появится на следующий год в издаваемом Н. П. Рябушинским журнале «Золотое руно».
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо
Натюрморт. Композиция с черепом
1908
Холст, масло. 114,5 х 87,5
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Женщина с веером
1907
150х100
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Дружба
1908
Холст, масло. 152 х 101
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Дриада
1908
186 х 107
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Три женщины
1908
Холст, масло. 199,5 х 178,5
Государственный Эрмитаж
В июне, потрясенный самоубийством молодого немецкого живописца Вигельса, своего соседа по Бато-Лавуар, Пабло Пикассо написал остро драматическую «Композицию с черепом». В середине августа художник уехал в деревню Ла-Рю-де-Буа, к северу от Парижа, и создал там ряд натюрмортов, пейзажей, фигурных композиций, отличающихся большой геометризацией. Переходя от одной фазы – раннего или негритянского – кубизма к другой, он пишет «Дружбу», «Женщину с веером», «Дриаду», «Трех женщин».
Кубики Жоржа Брака
Жорж Брак
Виадук в Л’ Эстаке (фрагмент)
1908
Холст, масло. 72,5 х 59
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Жюри Осеннего салона, отвергнув пять из семи картин Жоржа Брака, вынудило его отказаться от участия в экспозиции. Анри Матисс, член выставочного комитета салона, говоря об одном из полотен Брака, употребил слово «кубики», спровоцировав тем самым рождение понятия «кубизм».
В декабре в Галерее Бернхейм-Жен открылась большая выставка произведений Жоржа Сера.
Первый салон «Золотого руна»
Николай Павлович Рябушинский
1877
© Getty Images / Fotobank
Н. П. Рябушинский с помощью французского критика Александра Мерсеро организовал в Третьяковской галерее Первый салон «Золотого руна». Там было представлено около 200 произведений русских и французских живописцев, причем французов было больше, включая классиков авангарда: Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Одилона Редона, Поля Синьяка. Экспонировались такие исторически важные картины, как «Черный замок» и «Портрет жены художника» Сезанна; «Колыбельная», «Зуав» и «Ночное кафе» Ван Гога; «Прическа» Матисса; полотна Лондонской серии Андре Дерена. Было также около четырех десятков скульптур (Камилла Клодель, Антуан Бурдель, Аристид Майоль и др.).
Винсент ван Гог
Зуав (фрагмент)
1888
Холст, масло. 65 х 54
Музей ван Гога, Амстердам
© AKG Images / East News
М. Ф. Ларионов
Купальщицы (фрагмент)
1904
Холст, масло. 103х85,6
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Винсент Ван Гог
«Ночное кафе»
1888
Холст, масло. 72,4 х 92,1
Художественная галерея, Йель
В русской секции выставки выделялись более молодые участники: М. Ф. Ларионов с тринадцатью картинами («Купальщицы», серия «Сад», цветочные натюрморты) и Н. С. Гончарова с шестью картинами и иллюстрациями к модному Кнуту Гамсуну.
Текст:
А. Костеневич
Самоубийство И. И. Щукина
Год начался самоубийством первого русского собирателя, открывшего достоинства живописи импрессионистов и проторившего путь к ней своим старшим братьям. С юных лет избалованный, И. И. Щукин презирал московский быт, не желал заниматься семейным бизнесом и, как только стало возможно, продал братьям свой пай в фирме, навсегда переселился в Париж, коллекционировал картины, пытался спекулировать ими, но запутался в долгах.
И. И. Щукин
Дата неизвестна
«Русская мысль» о галерее С. И. Щукина
К этому времени С. И. Щукин стал уже маститым собирателем. В журнале «Русская мысль» появилась первая развернутая статья о его галерее, написанная видным знатоком искусства П. П. Муратовым. В своем очерке критик весьма уважительно отозвался о роли, которую щукинская коллекция уже начала играть в московской художественной жизни, явившись «наиболее сильным проводником в России западных художественных течений, так ярко выраженных в принадлежащих ей произведениях Клода Моне, Дегаза, Сезанна и Гогена».
В 1908 году галерея С. И. Щукина пополнилась выдающейся картиной Винсента Ван Гога «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», отысканной собирателем в Галерее Дрюэ.
Винсент ван Гог
Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)
1888
73х92
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген и Анри Матисс в коллекции С. И. Щукина
В приходо-расходной книге Галереи Амбруаза Воллара имеется запись от 28 апреля 1908 года: «Проданы г-ну Ивану Щукину из Москвы следующие полотна – Гоген. Всадники. 8 000; Гоген. Женщина с цветами. 8 000; Матисс. Натюрморт. 800; Матисс. Пейзаж. 800». Написав первую строку, Воллар спохватывается и зачеркивает имя Ивана, окончившего счеты с жизнью четырьмя месяцами раньше, но другого не подставляет. «Всадники» этого списка получили вскоре иное имя – «Брод». Вторая композиция Поля Гогена самим художником была названа «Месяц Марии». «Натюрморт», как удалось установить, – это «Посуда и фрукты», а «пейзаж» – «Булонский лес». Пока еще цена на Анри Матисса десятикратно меньше. Но главное – другое: для Щукина началась эра Матисса.
Анри Матисс
Игра в шары (Игра в мяч)
1908
Холст, масло. 115 х 146,6
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Купальщицы с черепахой
1907-1908
Холст, масло. 181,6 х 221
Художественный музей, Сент-Луис
Очень важную композицию Матисса «Игра в шары» — эту «мужскую» вариацию любимых Щукиным, но недоступных ему «Купальщиц с черепахой» (1907, сейчас Художественный музей, Сент-Луис) — собиратель купил через Галерею Бернхейм-Жен за 1500 франков.
Главной работой Матисса, пополнившей коллекцию Щукина в тот год, несомненно стала «Красная комната», написанная для столовой его московского особняка. Собственно заказан собирателем был «Большой натюрморт в голубых тонах», однако художник, уже исполнив картину, неожиданно изменил ее тональность, превратив гармонию в голубом в гармонию в красном. В результате это главное произведение фовизма сделалось гораздо энергичнее.
Переписка между Анри Матиссом и С. И. Щукиным
О доверительных отношениях, взаимной привязанности С. И. Щукина и Анри Матисса надежно свидетельствует начавшаяся тогда их многолетняя переписка. Считается, что именно Матисс привел Щукина в мастерскую Пабло Пикассо на Монмартре, но московский собиратель был слишком ошеломлен кубизмом, чтобы купить что-либо. Досада Пикассо тотчас выразилась в очень злой карикатуре, о которой Щукин, конечно, не догадывался. Ему понадобится не меньше года, чтобы преодолеть начальное недоумение. С Матиссом все обстояло иначе, и Щукин рано выступил его «пропагандистом». Он не боялся конкуренции и в 1908 году привел в мастерскую Матисса И. А. Морозова, а тот, присмотревшись, приобрел «Сидящую женщину» за 1000 франков.
Анри Матисс
Сидящая женщина
1908
Холст, масло. 80,5 х 52
Государственный Эрмитаж
Винсент Ван Гог в коллекции И. А. Морозов
Винсент ван Гог
Хижины
1890
59,5х72,5
Государственный Эрмитаж
В Салоне «Золотого руна» И. А. Морозов за 3 000 рублей приобрел «Ночное кафе в Арле» Винсента Ван Гога (картина будет тайно продана в 1933 году американскому коллекционеру Стивену Кларку), а на распродаже в Отеле Друо купил «Хижины» (5 685 франков) – одну из поздних, удивительных и по ритму, и по цвету картин этого художника.
Поль Гоген в коллекции И. А. Морозова
Поль Гоген
Великий Будда
1899
Холст, масло. 134 х 95
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поездки в Париж в 1908 году оказались для И. А. Морозова на редкость урожайными. Сконцентрированный на живописи Поля Гогена, он вслед за С. И. Щукиным старался не упустить ни одной из граней его творчества. Было приобретено семь безусловных шедевров художника: «Кафе в Арле» (единственная в России вещь арльского периода), «Цветы Франции», «У подножия горы», «Женщина, держащая плод», «Чудесный источник» — каждая картина по 8 000 франков; «Таитянские пасторали» — за 10 000 франков, «Великий Будда» – за 20 000.
Поль Сезанн в коллекции И. А. Морозова
Поль Сезанн
Девушка у пианино. Увертюра к «Тангейзеру»
Ок. 1869
57,8х92,5
Государственный Эрмитаж
Поль Сезанн
Большая сосна близ Экса
Между 1895 – 1897
72х91
Государственный Эрмитаж
Если первыми сезанновскими вещами у И. А. Морозова были пейзажи, что прямо соответствовало его влечениям (в юности он сам писал пейзажи и брал уроки у К. А. Коровина), то в апреле 1908 года структура сезанновской группы в собрании Морозова расширяется. Прибавляется редчайшая ранняя композиция «Девушка у фортепиано (Увертюра к “Тангейзеру”)» (20 000 франков). В сентябре настает очередь «Сосны», названной в счете «Большим деревом» (15 000 франков).
Конторские книги Амбруаза Воллара
Записи Амбруаза Воллара о продажах Ивану Морозову
Записи Амбруаза Воллара о продажах Ивану Морозову
Нули против Мориса Вламинка означают, что его «Вид на Сену», (обозначенный как «Берег реки») – один из лучших фовистских пейзажей – был отдан Морозову бесплатно, в качестве приложения ко всей партии. Стоит заметить, что Воллар платил тогда Вламинку от 80 до 120 франков за холст, в зависимости от размеров. Маршана явно удовлетворил общий результат сделки с русским коллекционером, и его жест – скорее рассчитанный коммерческий ход, чем проявление щедрости.
Приобретения И. А. Морозова
В начале лета в Москву прибывает из Парижа ряд важнейших картин. В Салоне Независимых И. А. Морозовым была куплена «Дорога среди гор» Андре Дерена (всего за 250 франков), а в Галерее Амбруаза Воллара — картина Пабло Пикассо «Странствующие гимнасты (Арлекин и его подруга)» (300 франков).
Позже в Осеннем салоне собиратель, пленившись удивительным соединением сразу трех жанров: натюрморта, интерьерной сцены и ню, — остановил свой выбор на «Зеркале над умывальником» Пьера Боннара (2 000 франков) и с той поры никогда уже не забывал об этом мастере.
Пабло Руис Пикассо
Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)
1901
Холст, масло. 73 x 60
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Пьер Огюст Ренуар
Девушка с веером
1880
Холст, масло. 65х50
По-прежнему обращал внимание Морозов и на основоположников импрессионизма, в первую очередь Огюста Ренуара: его ранний «Лягушатник» (от Воллара, 20 000 франков) и вызвавшая некогда восхищение Жориса-Карла Гюисманса «Девушка с веером» (от Поля Дюран-Рюэля, 30 000 франков) cразу вошли в число наиболее привлекательных картин собрания.
Всего за 1907–1908 годы Морозов приобретает более шестидесяти полотен.
«История Психеи» для особняка И. А. Морозова
В Осеннем салоне была выставлена «История Психеи» Мориса Дени – серия огромных панно, написанных по заказу И. А. Морозова для его московского особняка за 70 000 франков. Морозов, которому, конечно, хотелось испытать, какой эффект произведет этот ансамбль на парижскую публику, должен был испытывать удовлетворение.
Морис Дени
Панно седьмое. Амур переносит Психею на небеса
1909
Холст, масло. 180 х 265
Государственный Эрмитаж
Интерьер комнаты в особняке И.А.Морозова с серией картин «История Психеи» Мориса Дени, вазами Дени и скульптурами Аристида Майоля
Уже после того как работа была завершена, сама архитектура морозовского дома подсказала художнику необходимость исполнения еще двух наддверных и ряда дополнительных панно. Затем Дени пришла в голову мысль о дополнении ансамбля декоративными вазами собственной работы и — что гораздо важнее — четырьмя бронзовыми аллегорическими женскими фигурами в натуральную величину, которые Морозов должен был заказать Аристиду Майолю. Эти статуи, оцененные в 5 000 франков каждая и созданные через год, не только придали всему ансамблю особую завершенность, но и вошли в ряд лучших творений мировой скульптуры начала ХХ века.
Салон «Золотого руна»
Выставка «Золотого руна» устраивалась в расчете на коммерческие перспективы, однако продано было очень мало: издатель С. А. Поляков купил «Даму с черной перчаткой» Кееса Ван Донгена, а организатор Салона Н. П. Рябушинский – «Маленькую школьницу» Анри Ле Фоконье, одно из последних произведений художника в стиле фовизма.
Кес Ван Донген
Дама с чёрной перчаткой (Дама в чёрных перчатках)
1907
Холст, масло. 73 х 91
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Ле Фоконье
Маленькая школьница
1907
73 х 92,5
Государственный Эрмитаж
Наиболее важным событием стала, разумеется, покупка И. А. Морозовым «Ночного кафе в Арле» Винсента Ван Гога. По-видимому, такого рода выставки-продажи в России, как, впрочем, и во Франции, существенного торгового смысла не имели. Солидным покупателям, то есть, в первую очередь, С. И. Щукину и Морозову – людям с очень развитым деловым инстинктом – чисто психологически было удобнее иметь дела с надежными маршанами.
Текст:
А. Костеневич