Время великих утрат
Л. Н. Толстой
1909
Вера Комиссаржевская
Ок. 1900
М. А. Врубель
Автопортрет с жемчужной раковиной (фрагмент)
1905
Бумага на картоне, уголь. 58,2 х 5З
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Умерли Л. Н. Толстой, М. А. Врубель, В. Ф. Комиссаржевская. А. А. Блок, приступивший в 1910 году к работе над поэмой «Возмездие» (так и оставшейся незавершенной), так писал об этом времени: «Что это были за годы? 1910 год – это смерть Комиссаржевской, смерть Врубеля и смерть Толстого. С Комиссаржевской умерла лирическая нота на сцене; с Врубелем – громадный личный мир художника, безумное упорство, ненасытность исканий – вплоть до помешательства. С Толстым умерла человеческая нежность – мудрая Человечность».
В самом начале 1910 года посмертно была издана книга стихов «Кипарисовый ларец» И. Ф. Анненского, одного из крупнейших поэтов Серебрянного века (скончался 13 декабря 1909 года).
Страница журнала «Аполлон» со статьей Блока «О современном состоянии русского символизма»
1910, № 8
А. А. Блок
1907
В ответ на доклад Вяч. И. Иванова «Заветы символизма» А. А. Блок опубликовал программную статью «О современном состоянии русского символизма» («Аполлон», 1910, № 8), в которой писал: «Теза: твори, что хочешь, ибо этот мир принадлежит тебе… Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим “анатомическим театром”, или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством (тенденция, проходящая очень ярко через все европейское декадентство). Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Это – венец антитезы… Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя… Предаваться головоломным выдумкам – еще не значит быть художником, но быть художником – значит выдерживать ветер из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него».
Вышел в свет первый сборник Саши Черного «Сатиры».
И. А. Бунин написал повесть «Деревня», где представил символический образ крестьянской России – во всей ее иррациональности, со всеми ее светлыми и темными чертами.
Шарль Пеги – социалист, перешедший на позиции крайнего католицизма, наряду с Морисом Барресом идеолог французского национализма – написал поэму «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк», следуя средневековым жанровым традициям.
Титульный лист книги Шарля Пеги «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк»
Издательство «Галлимар», 1910
А. Н. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей».
В Париже С. П. Дягилевым был впервые поставлен балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» с декорациями Л. Н. Бакста.
Тамара Карсавина в роли Жар-Птицы в костюме по дизайну Бакста
1911
© Rue des Archives / Vostock Photo
Роджер Фрай организовал в лондонской галерее Грэфтон большую выставку «Мане и пост-импрессионисты», в которой приняли участие Одилон Редон, Поль Синьяк, Морис Дени, Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Шарль Манген, Жорж Руо, Пабло Пикассо.
Вход в галерею Грэфтон в Лондоне
1893
Амбруаз Воллар организовал в своей галерее выставки Мориса Вламинка, Поля Гогена, Поля Сезанна.
В январе в Галерее Бернхейм-Жен прошла выставка Поля Сезанна, на которую Анри Матисс дал принадлежащую ему картину этого мастера «Три купальщицы».
Поль Сезанн
Три купальщицы (фрагмент)
1879-1882
Холст, масло. 55 , 52
Пти-Пале, Париж
Год в жизни Анри Матисса
Галерея Бернхейм-Жен в Париже
1910
Анри Матисс
Девушка с тюльпанами
1910
92 х 73,3
Государственный Эрмитаж
В феврале-марте в Галерее Бернхейм-Жен была развернута большая ретроспектива Анри Матисса (65 картин и 25 рисунков). Пресса, по замечанию Гийома Аполлинера, отнеслась к художнику «с редкой яростью», и в Салоне Независимых в марте Матисс показал лишь одну свою картину – «Девушку с тюльпанами». В октябре-ноябре в Осеннем салоне были выставлены написанные художником по заказу С. И. Щукина «Танец» и «Музыка». В октябре вместе с Альбером Марке Матисс отправился в Мюнхен на большую выставку исламского искусства. В ноябре уехал в Испанию, где оставался до середины января.
Стиль Андре Дерена
Работая то на юге Франции (Кань и Кадакез), то на севере (округ Па-де-Кале), Андре Дерен прочнее соединяет стиль своего прото-кубизма с простейшими и четкими очертаниями конкретной натуры, не лишая ее таким образом узнаваемости. Рисунок сводится к геометрическому обобщению мотива.
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо
Портрет Амбруаза Воллара
1910
Холст, масло. 93 х 65,5
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Весной Пабло Пикассо начал «Портрет Амбруаза Воллара», который будет закончен осенью, а вслед за ним – портрет и другого своего маршана, Даниэля-Анри Канвейлера. В соответствии с заключенным между ними контрактом последний стал единственным продавцом работ художника. В конце года в Галерее Воллара открылась выставка Пикассо; после ее завершения широкая публика не увидит работ мастера вплоть до 1916 года. Кубизм Пикассо эволюционирует, отходит от узнаваемости.
«Сновидение» и смерть Таможенника Руссо
Анри (Таможенник) Руссо
Сновидение (фрагмент)
1910
Холст, масло. 204,5 х 298,5
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Таможенник Руссо выставил в Салоне Независимых большую картину «Сновидение», одну из главных в своем творчестве. Александр Мерсеро просил у художника три картины для предполагаемой выставки в России, однако этому не суждено было сбыться: 2 сентября после операции колена Руссо умер в госпитале.
Умер Надар (Феликс Турнашон) – знаменитый французский фотограф, оставивший огромную галерею портретов, карикатурист, романист, воздухоплаватель.
Надар
Автопортрет в роли аэронавта
Ок. 1863
В Союзе русских художников произошел раскол: петербуржцы возродили объединение «Мир искусства», куда вступили А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, К. А. Сомов; к ним присоединились Л. Н. Бакст, И. Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, К. Ф. Юон.
Второй Салон Издебского
В. А. Издебский
Париж, 1927
В. А. Издебский – близко стоявший к В. В. Кандинскому скульптор, взявшийся быть импрессарио и отчасти просветителем, – организовал в Одессе второй большой Салон (1910–1911). Маршрут выставки, включавшей около 440 картин и рисунков, вынужденно оказался провинциальным, что обрекло все мероприятие на неудачу: Николаев и Херсон, города к северу от Одессы, явно не были готовы к подобным культурным событиям и не проявили к выставке должного интереса. Причина, возможно, заключалась и в том, что Издебскому не удалось ангажировать иностранцев, хотя русских участников он собрал крепкий состав: М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, В. Е. Татлин и особенно Кандинский (54 работы), программная статья которого «Содержание и форма» была опубликована в каталоге выставки.
Третья выставка Салона «Золотого руна», организованная при финансовой поддержке Н. П. Рябушинского, прошла уже без французского участия; на ней особенно выделялись работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, Н. Д. Кузнецова, М. С. Сарьяна, Н. П. Ульянова.
«Бубновый валет»
Символ объединения «Бубновый валет»
В декабре в Москве открылась большая, на 250 картин, экспозиция московской группы «Бубновый валет», организованной М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловским, А. В. Лентуловым и И. И. Машковым. К участию были привлечены также русские художники, работавшие за границей (В. В. Кандинский, В. Г. Бехтеев) и иностранцы (Габриэль Мюнтер, Анри Ле Фоконье). Названия такого рода никогда прежде не возникали в истории русского искусства. Кличку «Бубновый валет», по всей видимости, предложил Ларионов, заводила молодых московских живописцев. Мистифицируя своих товарищей, он говорил, что на итальянских игральных картах эпохи Возрождения бубновый валет изображался с палитрой в руке и, следовательно, мог бы считаться символом художеств. Лентулов, другой член группы, заявлял, что название «не символизировало ничего, но скорее вызвано лишь теми соображениями, что слишком много в то время и изощренно придумывали разные претенциозные названия: “Венок Стефанос”, “Голубая роза”, “Золотое руно” и пр. Поэтому как протест мы решили: чем хуже, тем лучше…». (Название следующей выставки группы оказалось еще более хлестким – «Ослиный хвост».)
Публику эпатировало не только имя группы, но и, в первую очередь, содержание картин с их отчетливыми отсылками к вывескам, лубку, да и игральным картам тоже. Вся выставка своей карнавальностью походила на какое-то площадное действо. Газеты и журналы запестрели критическими откликами: «колода бубновых валетов», «бубновая дама» (это о Гончаровой). Среди знатоков живописи немного находилось тех, кто, как А. Н. Бенуа, пытался урезонивать публику: «разве это уж так худо, что по молодости лет они теперь чудят и дурачатся», – и предсказывал, что русскому искусству в эту переломную эпоху «предстоит окунуться в пучину новых средних веков, в необходимую для здоровья культуры одичалость, без этого нового византинизма обойтись нельзя».
В. В. Кандинским написаны первые абстрактные акварели.
Василий Кандинский
Без названия
1910
Акварель, карандашь и чернила. 49 х 64
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Текст:
А. Костеневич
В дополнение к серии живописных панно Мориса Дени Аристид Майоль создает для музыкального салона дома И. А. Морозова статуи Помоны, Флоры, Весны, Лета.
Вид на лестницу в особняке И. А. Морозова с триптихом “Средиземное море” Пьера Боннара
Для лестницы своего особняка И. А. Морозов заказывает Пьеру Боннару триптих «Средиземное море» (гонорар — 25 000 франков).
Дар вдовы М. А. Морозова
Маргарита Кирилловна Морозова, вдова М.А.Морозова
Вдова М. А. Морозова Маргарита Кирилловна передает в дар Третьяковской галерее работы иностранных мастеров и бóльшую часть русских произведений из коллекции своего покойного супруга. Ее поступок давал основание надеяться на появление в недалеком будущем в Москве первого «музея новейшей эпохи» – с учетом того, что коллекция С. И. Щукина также была уже завещана иностранному разделу галереи С. М. Третьякова.
«Портрет И. А. Морозова»
Валентин Серов
Портрет Ивана Абрамовича Морозова
1910
Картон, темпера. 63,5 х 77
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Анри Матисс
Фрукты и бронза
1909-1910
Холст, масло. 91 х 118,3 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В. А. Серов пишет портрет И. А. Морозова — картину, не лишенную характерной для этого художника скрытой (и плохо улавливаемой теперь) иронии. Морозов показан на фоне недавно купленного им натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза», яркие краски которого отлично оттеняют представительный вид героя портрета, но также заставляют вспомнить, как впоследствии один из критиков назвал его модным депутатом.
Анри Матисс
Фрукты и кофейник (Натюрморт)
Ок. 1900
38 х 46
Государственный Эрмитаж
Через галерею Дрюэ И. А. Морозов покупает ранний, 1899 года, натюрморт Анри Матисса «Фрукты и кофейник», уже предвещавший будущие колористические открытия мастера.
Приобретения И. А. Морозова
Поль Сезанн
Купание
1890–1894
Холст, масло. 91 x 72
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Сезанн
Курильщик
1890–1892
Холст, масло. 91 x 72 см
Государственный Эрмитаж
И. А. Морозов делает несколько очередных продуманных ходов по организации своего «музея». За прошедший год цены на Поля Сезанна выросли вдвое, но собиратель находит именно то, что ему требуется: маленькое «Купание» (18 000 франков) и «Курильщика» (35 000 франков). Даже в условиях тогдашнего художественного рынка — при том , что музеи еще не интересуются современным искусством, да и собирателей крупного масштаба очень мало, а следовательно, изобильно представлены картины высшего класса, — Морозову совсем не просто было найти вещи, образующие краеугольные камни его коллекции.
Наверно, самый неожиданный поступок собирателя состоял в приобретении кубистического «Портрета Амбруаза Воллара» работы Пабло Пикассо — просто потому, что Морозов никогда не был замечен в любви или хотя бы склонности к кубизму. Он, несомненно, был привлечен правдой и выразительностью в передаче облика и характера маршана, которого хорошо знал, и был поражен тем, что это достигнуто в стиле, подчиненном игре абстрактных геометрических граней.
С. И. Щукин и Поль Гоген
Поль Гоген
Пейзаж. Лошадь на дороге
1899
Холст, масло. 94 х 73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Одним из последних гогеновских приобретений С. И. Щукина стала «Лошадь на дороге. Таити» — картина, завершавшая этот невероятный раздел его коллекции.Главная стена Большой столовой в московском доме собирателя даже с учетом предельно плотной развески оказалась заполненной до отказа.
«Танец» и «Музыка» в собрании С. И. Щукина
Анри Матисс
Музыка
1910
Холст, масло. 260 х 389
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Танец
1910
Холст, масло. 258 х 390
Государственный Эрмитаж
Несомненно, ключевое событие этого года — завершение Анри Матиссом полотен «Танец» и «Музыка», выполненных по заказу С. И. Щукина и ставших не только кульминацией фовизма, но и вообще одной из наиболее приметных точек в развитии французской живописи начала ХХ века.
Публика и критика отрицательно встретили оба панно, выставленные в Осеннем салоне. Щукин готов уже был от них отказаться, но по дороге в Россию переменил решение: приехав в Москву, он написал Матиссу, что разместит картины с обнаженными фигурами у себя в особняке, а также подтвердил размеры вознаграждения — 15 000 франков за «Танец» и 12 000 за «Музыку».
Щукин готов был бы и поступиться этой суммой ради сохранения своей репутации в московской среде; он предлагал Матиссу то написать персонажей «Танца» и «Музыки» одетыми, то представить их в значительно меньшем формате, но художник стоял на своем – и устоял. Он, однако, был близок к нервному срыву и уехал из Парижа в Испанию, где его настигло новое письмо Щукина, стремившегося исправить неловкость ситуации. Коллекционер заказал два натюрморта, оговорив размер и в известной мере характер живописи, но почти не конкретизировав мотив: «немного в том же роде, что и мюнхенский натюрморт». (Щукину очень нравился этот холст с изображением герани.) Матисс сразу приступил к делу и написал в севильской гостинице изумительную пару: «Севильский» и «Испанский» натюрморты.
Текст:
А. Костеневич