Soir d\'orage
1894-1898
Huile sur toile
100,8 x 120,8 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3284
Inv. GMNZI: 66
Картина с таким названием экспонировалась в Салоне Марсова поля, который открылся 24 апреля 1897 года. Котте представил тогда двенадцать произведений под общим названием «Au pays de la mer» («В приморском краю»). Эти произведения относятся к бретонскому циклу, созданному художником во второй половине 1890-х годов под впечатлением от романа Виктора Гюго «Труженики моря».
Можно предположить, что Сергей Щукин приобрел картину непосредственно в Салоне. Она входит в число наиболее ранних покупок коллекционера, которые отличаются большим стилевым разнообразием. В своей статье известный критик Яков Тугендхольд писал: «Первыми произведениями Щукина в конце 1890-х годов были пейзажи Таулова и Патерсона, Котте и Симона — искусство золотой середины, стоящее в стороне от великого и бурного русла современности» («Французское собрание С.И. Щукина», «Аполлон». 1914. № 1).
Надо заметить, что жанровые сцены из жизни трудящихся — рыбаков и крестьян — традиционно пользовались успехом у московских собирателей. В Третьяковской галерее экспонировались масштабные полотна Жюля Бастьен-Лепажа, Паскаля Даньян-Бувре и Жюля Бретона, приобретенные еще Сергеем Третьяковым. Коллекционеры нового поколения отдавали предпочтение представителям группы «Bande noire» («Черной банды») Шарлю Котте и Люсьену Симону. Формально позиционировавшие себя как продолжатели традиций реалистической школы и прежде всего Гюстава Курбе, художники «Черной банды» усваивали и уроки новой живописи, от импрессионизма до Сезанна. Произведения Котте были и в коллекциях Михаила Морозова (1870–1903) и Ивана Морозова (1871–1921).
А.П.