Анри Лоран (Henri Laurens)
1885, Париж — 1954, Париж
1954
Французский скульптор, книжный график и театральный художник, вначале кубист, позднее близкий пластической абстракции.
Анри Лоран вошел в профессию непосредственно как практик: он начал работать на стройке в качестве каменотеса, ему поручали декоративную скульптуру. Учился в рисовальной школе (1899) и на первых порах испытал сильное влияние Огюста Родена. В 1902 году ему поставили неутешительный диагноз: костный туберкулез. Через семь лет Лорану ампутировали ногу. Встреча с Жоржем Браком, а затем с Пикассо и Хуаном Грисом в 1911 году во многом изменила его судьбу и определила творчество: молодой скульптор познакомился с кубизмом художников с Монпарнаса, как и они, он стал делать коллажи, а в объемной пластике стал создавать геометризированные рельефы и скульптуры в стиле, как стали говорить позднее, «кристаллического кубизма».
Сблизившись со скульптором Жаком Липшицем, Лоран стал разрабатывать принципы работы с криволинейными, обтекаемыми объемными формами. В 1924 году художник создал декорации для представления труппы «Русского балета» Сергея Дягилева «Голубой поезд». В 1937 году к Международной выставке в Париже мастер выполнил горельефы «Земля и вода» (Павильон Севра), «Жизнь и смерть» (Дворец открытий). В 1950 году он вместе с Матиссом был удостоен Гран-при Венецианской биеннале, а в 1953-м — приза биеннале в Сан-Паулу.
Помимо скульптуры Лоран успешно занимался графикой. Отличный рисовальщик и мастер офорта, он иллюстрировал «Идиллии» Феокрита (1945), «Диалоги» Лукиана и поэтические сборники Реверди и Элюара.