Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani)
1884, Ливорно — 1920, Париж
1920
Известный итальянский живописец, скульптор и график, близкий к экспрессионизму, видный представитель парижской школы.
Модильяни родился в семье обедневших банкиров и предпринимателей. Часто болевший в детстве, Амедео не получил систематического образования. Недолгое время он учился в Школе изящных искусств во Флоренции у Джованни Фаттори (1901), затем в Институте изящных искусств в Венеции (1903).
В 1906 году с небольшой суммой денег, собранных родственниками, молодой художник приезжает в Париж и поселяется на Монмартре, неподалеку от знаменитого артистического общежития Bateau-Lavoir («Плавучая прачечная»). Он знакомится с обитателями квартала — с Пабло Пикассо, Константином Бранкузи, чьи опыты со скульптурой потом оказали на него влияние, сближается с поэтом Максом Жакобом и становится другом наивного художника Мориса Утрилло. Изредка Модильяни посещает занятия в Академии Коларосси. Поначалу он испытывает влияние искусства Тулуз-Лотрека и Сезанна. Художника поддерживает доктор Поль Александр, начавший приобретать его живописные и графические произведения.
В 1907 году Модильяни демонстрирует несколько своих работ в Осеннем салоне, а через год экспонируется в Салоне независимых. В 1909 году художник переезжает на улицу Фальгьер, что на Монпарнасе, и по примеру Бранкузи начинает заниматься ваянием. Созданные им из дерева, мрамора и гранита головы, вытянутые по форме, напоминают одновременно и африканских идолов, и кубистических дриад. Часто художник не дает себе труда их закончить. Несколько таких работ он в 1912 году показывает у «независимых» под общим названием «Головы. Декоративный ансамбль».
Спустя два года Модильяни из-за проблем со здоровьем (у него вновь открылся туберкулез, к тому же болезнь усугублялась алкоголем и наркотиками) оставил ваяние и вернулся к живописи. Однако тот тип лица, который художник открыл в скульптуре, органично перешел на его полотна, вызывая ассоциации с искусством итальянского дученто и треченто.
С 1914 года в жизни Модильяни начинается новый период. В годы войны его не мобилизовали по состоянию здоровья. Вместо ушедшего на фронт Поля Александра его коллекционером стал Поль Гийом, а маршаном — поэт Леопольд Зборовский (Збо), такой же бедный, как и сам художник. В 1917 году Збо устраивает его выставку портретов и ню в галерее Берты Вейль, которую вскоре закрывают полицейские, усмотревшие в ней оскорбление общественной морали. В это же время у Модильяни происходит «смена муз»: место экстравагантной английской журналистки Беатрис Гастингс занимает скромная ученица школы декоративных искусств Жанна Эбютерн. В 1918 году молодая чета уезжает на юг Франции — в Кань, затем в Ниццу. По возвращении в Париж находящегося на последней стадии туберкулеза Модильяни кладут в больницу «Шарите», в которой он 25 января 1920 года умирает. В день его похорон кончает с собой его беременная жена.