Хана Орлова (Chana Orloff)
1888, Царе-Константиновка Екатеринославской губ. (ныне Харьковская обл., Украина) — 1968, Тель-Авив (Израиль)
1968
Французская художница еврейского происхождения, скульптор-портретист, рисовальщик и гравер.
Семья Ханы, увлеченная идеями сионизма, в 1904 году эмигрировала в Палестину, находившуюся в то время в юрисдикции Османской империи. В отличие от других членов семейства, занимавшихся земледелием в еврейской колонии Петах-Тикве близ Яффы, Хана зарабатывала на жизнь шитьем. Через пять лет она получила место учительницы кройки и шитья в гимназии «Герцлия», а через год, несмотря на возражения родственников, уехала в Париж. Достаточно легко она поступила в Национальную школу декоративного искусства и одновременно стала посещать занятия по скульптуре в Свободной русской академии Марии Васильевой на Монпарнасе. В этом артистическом квартале она свела знакомство с Модильяни и его подругой Жанной Эбютерн, Цадкиным, Сутиным, Паскеном, Липшицем и многими другими художниками «парижской школы».
В 1913 году Хана дебютировала в Осеннем салоне, выставив два бюста из дерева (этому материалу художница поначалу отдавала предпочтение, впоследствии же она переводила ранние деревянные скульптуры в бронзу). В 1916-м вместе с Матиссом, Руо и ван Донгеном она экспонировалась в галерее Бернхейма. Стиль Ханы Орловой впитал в себя элементы кубизма, экспрессионизма и реализма, что объясняется влиянием на нее достаточно различных мастеров пластики: от Модильяни до Бурделя и Деспио. По замечанию Б.Н. Терновца: «Смелые деформации, к которым прибегает Орлова в подчеркивании основных черт, сообщает некоторым ее произведениям характер жестокой карикатуры». В 1916 году Хана вышла замуж за поэта Ари Юстмана, перебравшегося в Париж из Варшавы. Впрочем, счастье художницы длилось недолго: в 1918 году муж умер во время эпидемии испанки, оставив ее с годовалым сыном.
В этот период она создает такие значительные произведения, как «Портрет Жанны Эбютерн» (1915), «Беременная» (1916), «Дама с веером» (1919), «Портрет художника-еврея» (1919). В 1919 году Хана обращается к гравюре и создает цикл ксилографических портретов друзей и близких, который был публикован издательством «д`Алиньян». Спустя четыре года тоже издательство выпустило книгу Ж. Пеллерин и Г. Пикара «Сегодняшние лица» с портретами ее работы. В 1925 году Хана Орлова приняла французское гражданство и тогда же была удостоена ордена Почетного легиона.
В период между двумя войнами художница часто выставлялась как в парижских салонах и галереях, так и за рубежом. Оставаясь во время немецкой оккупации в Париже, Орлова в 1942 году после предупреждения о возможном аресте перебралась в Гренобль, а затем в Швейцарию. Вернувшись в Париж в 1945 году, она продолжила работать (увы, ее городская мастерская была разгромлена немцами) и выставляться как во Франции, так и в Амстердаме, Осло и Чикаго. С 1950 года художница стала часто бывать в Израиле, где она создавала скульптуры для кибуцев и муниципалитетов. В 1968 году Орлова скоропостижно скончалась в Тель-Авиве во время подготовки персональной выставки.