Dame en bleu
1900
Huile sur toile. 90 x 73.5 cm
Le musée de l’Ermitage
Provenance
1918, de la collection de S. I. Shchukin
Inv.: 8990
Inv. GMNZI: 209
«Дама в голубом», одетая по моде конца 1890-х годов, представлена в предельно безыскусной, обычной для Поля Сезанна и удобной для модели позе (позировать приходилось достаточно долго). Всю живопись картины, не только лицо и платье женщины, но также наскоро организованный и с первого взгляда непонятный фон, отличают обобщенность и простота – конечно, кажущаяся.
Облик дамы столь индивидуален, что трудно не счесть такую картину портретом. Можно было бы даже вообразить, что дама, показанная здесь в лучшем виде, в модном жакете и элегантной шляпке (такой головной убор, называвшийся биби, носили особым образом, надвигая на лоб), сама же и заказала его. Ведь произведения этого жанра, в отличие от пейзажей и тематических композиций, чаще всего пишутся по желанию модели.
Нам, однако, неизвестно ни одного случая, когда бы Сезанн писал портреты, тем более женские, на заказ. Он многократно писал свою жену (не из крайней привязанности, а просто потому, что требовалась натура): многие «головы» оставались натурными этюдами, но были и капитально исполненные портреты. Также среди поздних работ художника есть группа женских изображений, созданных по правилам портретного искусства.
Интересно, что те же самые голубой жакет и шляпка с цветами, которые надеты на «Даме в голубом», украшают и «Даму с книгой» – персонажа другой картины Сезанна.
Поль Сезанн
Сидящая женщина в голубом
1902–1906
Холст, масло. 50,2×66
Коллекция Филлипс, Вашингтон
Повтор заставляет думать, что обе дамы получали для позирования один и тот же реквизит. Иначе говоря, перед нами ролевой портрет, только не вполне ясно, какую роль предназначено играть персонажу.
Обе картины композиционно схожи, разница кроется во второстепенных деталях. «Дама в голубом» держит руку на столе, покрытом ковром, который составляет своими красно-коричневыми узорами превосходный контраст к голубому жакету. «Дама с книгой» показана на фоне цветистого занавеса.
Называть их дамами – чистая условность. (Джон Ревалд предположил, что «дама в голубом» – это г-жа Бремон, экономка Сезанна в Эксе.) Не исключено, что в обоих случаях художнику пришлось уговаривать этих женщин, не имевших никакого отношения к свету, позировать в непривычном «парижском» наряде. Кто знает, как он попал к Сезанну. Возможно, остался от жены, давно ему не позировавшей и жившей, в общем, отдельно.
В соединении модного светского наряда с изображением женщины совсем другого образа жизни, равно как и в избранном интерьере (перед нами, скорее всего, чердачное помещение), проявился своеобразный юмор Сезанна, теперь, впрочем, угадывающийся с трудом.
То, что «Дама в голубом» относится к поздним работам Поля Сезанна, давно уже не вызывает сомнений у исследователей его творчества: как по стилистическим, так и по иконографическим признакам. Однако ученые отнюдь не едины в установлении даты создания картины. Еще Лионелло Вентури, автор первого полного каталога живописи Сезанна (1936), обозначил круг его произведений 1900–1904 годов, куда наряду с «Дамой в голубом» включил «Итальянку, облокотившуюся о стол» (частное собрание, Нью-Йорк), и «Даму с книгой» (Коллекция Филипс, Вашингтон).
Поль Сезанн
Итальянка, облокотившаяся на стол
1895–1900
Холст, масло. 91,8×73,3
Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анжелес
Позднее Вентури уточнил время создания «Дамы в голубом», датировав ее 1900 годом. (Кстати, на фотографии картины в архиве Амбруаза Воллара имеется пометка – 1899. Таким образом картина должна была быть исполнена в мастерской на улице Булегон в Эксе – раньше, чем «Дама с книгой».) Теодор Рефф считает, что картина исполнена позже – в 1900–1902 годах. Джон Ревалд отнес «Даму в голубом» к 1904 году, что, видимо, менее вероятно. Для более точного определения времени создания «Дамы в голубом» стоит вспомнить еще, что ковер, показанный в правой части картины, фигурирует в натюрморте «Яблоки и апельсины» (около 1899, Музей Орсэ, Париж), а также в «Итальянке, облокотившейся о стол», которую по-прежнему относят к 1900 году.
В целом постановка портрета (фигура анфас при поколенном срезе) традиционна и для всей французской живописи той поры, и для творчества Сезанна. Необычен только фон, заставляющий задумываться, где и когда такая картина писалась. Место действия, конечно, не Жас-де-Буффан: поместье было продано еще в 1899 году. Большинство исследователей считает, что картина создана в Эксе на улице Булегон, куда Сезанн въехал в сентябре 1899 года .
В 1902 году на окраине города он построил большую мастерскую де Лов, но соединить обстановку этого дома с «Дамой в голубом» трудно. Возможно, что фон картины – дощатая переборка справа и светлая деревянная опора, уходящая под крышу слева, – указывают на чердачное помещение. Если так, то местоположение «дамы», зажатой между каким-то ящиком и столом, покрытым цветистым ковром, заставляет портрет звучать неожиданными смысловыми обертонами скрытого сезанновского юмора.
Около 1900
Поль Сезанн в Эксе, вероятно в своей мастерской на улице Булегон, пишет картину «Дама в голубом». Фотография картины в архиве Амбруаза Воллара датирована 1899 годом. Лионелло Вентури относит ее исполнение к 1900 году. Впоследствии Джон Ревалд устанавливает, что позировала для картины мадам Бремон, экономка Сезанна.
1908 (?)
С. И. Щукин покупает картину Поля Сезанна «Дама в голубом» в Галерее Амбруаза Воллара в Париже.
1918
Картина Поля Сезанна «Дама в голубом» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Поля Сезанна «Дама в голубом» включена в состав МНЗЖ-1 (Щукинского собрания).
1926
В ГМНЗИ проходит выставка Поля Сезанна («Дама в голубом» – № 20).
1928
Картина Поля Сезанна «Дама в голубом» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Поля Сезанна «Дама в голубом» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1956
В Государственном Эрмитаже проходит выставка Поля Сезанна, приуроченная к 50-летию со дня смерти художника («Дама в голубом» – № 21).
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.
Художественный стиль: Стиль Поля Сезанна
Стиль Поля Сезанна, основанный на колористических открытиях импрессионизма, но отнюдь не сводящийся к фиксации мимолетных впечатлений, не получил специального названия, но создал основу для выхода искусства художников начала ХХ века к новым горизонтам.
Модный наряд дамы
Распространенность: Мотив редкий, но важный для понимания творческих принципов Поля Сезанна.
В позднем творчестве Поль Сезанн дважды обратился к необычному для себя мотиву модного женского наряда. Впервые это произошло в картине «Дама в голубом», затем – в «Даме с книгой». До того Сезанн написал около четырех десятков женских портретов (или этюдов портретного характера): начинал с изображения матери и сестер, затем пришла очередь Гортензии Фике, ставшей впоследствии его женой. На протяжении двадцати лет (вплоть до начала 1890-х годов) он написал 27 ее портретов. От ранних работ эти картины отличает свобода письма, но вместе с тем и некая затрапезность облика: Сезанн явно уклонялся от того, чтобы наделить свою жену привлекательностью.
Этого не требовалось и когда в первой половине 1890-х годов он писал (впрочем, нечасто) каких-то «женщин из народа», немолодых и нескладно сложенных. Что находил он в них? По-видимому, его привлекала особая жизнестойкость этих женщин и создаваемая ими выразительность всей живописной конструкции.
Но вот Сезанну пришло в голову написать мадам Бремон, свою экономку, единственное существо, поселившееся с ним в квартире на улице Булегон. Поводом мог послужить модный комплект, оказавшийся в его руках: жакет с тройными плечиками и бархатными лацканами, а в цвет им шляпка биби. Важен, конечно, был и голубой цвет жакета. Стоит вспомнить, что голубая блуза, например,
красовалась на его «Итальянке» десятью годами раньше. Отсюда не следует, конечно, что Сезанну достаточно было просто найти одежду нужного цвета, а потом лишь воспроизвести ее раскраску. Сравнение двух «Дам», эрмитажной, и второй, той, что с книгой (Коллекция Филипс), отчетливо показывает, как далеко мог отходить Сезанн от детали, первоначально послужившей ему «затравкой». Ибо жакет «дамы с книгой» скорее голубовато-серый, чем откровенно голубой. К тому же «дама с книгой» была женщиной более крупной, и жакет явно жал ей в подмышках, что могло несколько забавлять Сезанна. В эрмитажной картине комическая нота связана больше с интерьером; жакет же выглядит здесь вполне комильфо.
Первый крупный исследователь искусства импрессионистов. Учился в Германии и Париже, где защитил докторскую диссертацию «Сезанн и Золя» (1939). В 1940 году эмигрировал в США. До конца дней входил в состав попечителей нью-йоркского Музея современного искусства. Автор полного научного каталога живописи Сезанна (1996) и переведенных на несколько языков книг «История импрессионизма» и «Постимпрессионизм».
Итальянский историк искусства, автор первого полного каталога живописи Поля Сезанна (1936).
Французский художник-постимпрессионист, один из создателей синтетизма и лидеров символистского движения. Поддерживал творческую дружбу с Винсентом Ван Гогом и Полем Сезанном.
Австрийский психиатр и невролог, основатель психоанализа, оказавший значительное влияние на развитие психологии, медицины, социологии.
Крупнейший французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Французский архитектор и дизайнер, один из создателей стиля модерн. Декорировал первые станции парижского метро.
Выдающийся историк искусства, с 1896 года руководивший Берлинской национальной галереей. Его усилия по созданию там коллекции современной французской живописи, от импрессионистов до Анри Матисса, вызывали раздражение кайзера Вильгельма, что привело к увольнению фон Чуди с поста директора музея.