Альфред Сислей (Alfred Sisley)
1839, Париж — 1899, Море-сюр-Луэн, департамент Сена и Марна
1899
Французский художник-импрессионист, писавший преимущественно пейзажи на пленэре.
Сын английского коммерсанта, родившийся и выросший в Париже, Альфред Сислей решил стать художником в Лондоне, куда в 18 лет был направлен родителями для приобретения навыков ведения дел и где по преимуществу интересовался литературой и живописью, отдавая предпочтение Уильяму Тёрнеру и Джону Констеблу. Вернувшись в Париж (1862), он поступил в частную студию Шарля Глейра. Не прошло и двух лет, как профессор Школы изящных искусств закрыл студию, но завязавшаяся в ней дружба Сислея с Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем и Клодом Моне во многом определила творческий путь художника.
Весной 1864 года по предложению более опытного Моне Сислей вместе с Базилем и Ренуаром выезжал на этюды в лес Фонтенбло, где работали реформаторы французской пейзажной школы Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Диаз де Ла Пенья, а также Камиль Коро и Шарль-Франсуа Добиньи, живопись которых оказала сильное влияние на Сислея в первые годы. Этюды, которые писали на пленэре барбизонцы (по названию деревни Барбизон, в которой жили эти художники), стали основополагающим принципом собственного живописного метода будущих импрессионистов и в том числе самого Сислея, который провел в разбросанных по берегам Сены городках и деревнях Иль-де-Франс почти всю свою жизнь и написал здесь бóльшую часть пейзажей. Лувесьен, Аржантей, Вильнев-ла-Гаренн, Марли, Буживаль, Севр, Море-сюр-Луэн — такова география творчества художника.
Вид на остров Сен-Дени с моста, ведущего в Вильнев-ла-Гаренн
Конец XIX в.
Изредка он наведывался в Париж, где вечерами в кафе Гербуа и в «Новых Афинах» обсуждали проблемы развития новой живописи Эдуард Мане, Эдгар Дега, Анри Фантен-Латур, Камиль Писсарро, Клод Моне и другие, близкие к ним художники. Сислей, обладавший, по воспоминаниям современников, манерами истинного джентльмена, бывший человеком застенчивым, самоуглубленным, как правило, оставался в стороне от этих диспутов. Тем не менее он принимал участие в первых четырех выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877, 1882).
Расцвет живописи Сислея пришелся на первую половину 1870-х годов. Не будучи экспериментатором, он сумел со всей полнотой выразить самую суть импрессионистического метода. Историк импрессионизма Лионелло Вентури главными качествами живописи Сислея считал «сдержанность, умеренность, тонкость, сопровождаемые неуловимым налетом аристократизма и культуры»; по его словам, художник «не интересовался ничем, кроме возможности ласкать, смаковать, созерцать тон цвета». Современники называли Сислея «самым гармоничным и самым сдержанным» из всех импрессионистов.
Начинавший скорее как любитель искусства из состоятельной семьи, уже во второй половине 1860-х годов Сислей был вынужден целиком полагаться на заработки от продажи собственных картин. Причиной тому стал неофициальный брак (оформленный в Лондоне лишь незадолго до смерти обоих супругов), который лишил художника отцовского содержания и побудил искать признания в официальном Салоне — признания, необходимого для коммерческого успеха. Произведения Сислея принимались в Салон лишь трижды: в 1866, 1868 и 1870 годах.
В 1871 году — первым из импрессионистов — художник начал сотрудничать с Полем Дюран-Рюэлем; именно благодаря этому маршану, поддерживавшему Сислея до сáмой его смерти, работы художника выставлялись в Лондоне и Нью-Йорке.
Билет на выставку Альфреда Сислея в Париже в 1992 г.
Если к Моне, Писсарро, Огюсту Ренуару слава пришла уже в 1880-е годы, то Сислею при жизни так и не удалось добиться признания. Критика не заметила его персональной выставки в галерее Дюран-Рюэля в 1883 году; не принесла удачи и ретроспектива 1897 года в галерее Пети. Невзгоды тяжело отразились на характере и мироощущении художника; в поздние годы он отдалился от своих коллег и товарищей — и только за неделю до смерти встретился с Моне, поручив его заботам двух своих детей.
Выставка, которую устроил Дюран-Рюэль вскоре после смерти Сислея, принесла мастеру безоговорочное признание; совокупная же стоимость проданных картин превзошла все, что сам художник когда-либо получал за свои работы.