Игнасио Сулоага [также Сулоага-и-Сабалета] (Ignacio Zuloaga y Zabaleta)
1870, Эйбар — 1945, Мадрид
1945
Известный испанский живописец, мастер светского портрета, жанровых и театрализованных сцен из жизни цыган, тореро и танцовщиц.
Художник родился в баскском городе Эйбар в семье потомственного ювелира и оружейника Пласидо Сулоага. Со стороны матери Игнасио был продолжателем старинной династии баскских художников Сабалета. С ранних лет он помогал в работе своему отцу, у которого получил первые профессиональные навыки. После учебы в коллеже иезуитов занимался копированием старых мастеров в музее Прадо (особенно Веласкеса, Эль Греко, Гойи). В 1889 году ненадолго ездил в Рим, а в 1890 году перебрался в Париже на Монмартр. Посещая местные кабачки и студии, он свел знакомство с Тулуз-Лотреком, Гогеном и Дега, а также с каталонскими художниками-импрессионистами Сантьяго Русиньолем, Рамоном Касасом и Мигелем Утрийо (отчимом будущего художника Мориса Утрилло).
С 1895 по 1898 год Сулоага жил в Севилье. Будучи под обаянием природы и образа жизни «Белой Испании», как он называл Андалусию, живописец создал запоминающиеся яркие образы танцовщиц и тореро. В 1898 году по приглашению своего родственника мастер (к этому времени муниципальный музей Барселоны приобрел его картину «Друзья») переехал в кастильскую Сеговию, которая на него произвела настолько сильное впечатление, что он решил в ней обосноваться. Старая Кастилия, или, по определению Сулоаги, «Черная Испания», вызвала перемены в пластике художника. В его полотнах этого периода, написанных в темном и как бы свинцовом колорите, ощущаются реминисценции живописи старых испанских мастеров XVI–XVII веков: Эль Греко и Веласкеса. Однако их заостренный графизм — черта уже новейшего времени. В известной степени это был театрализованный диалог с национальным прошлым.
В 1909 году художник, ставший весьма популярным после показа своих работ на Международной выставке в Барселоне 1907 года, снова переехал в Париж. Вместе с женой Валентиной, сестрой своего французского друга художника Максима Детома, он снимает квартиру, которая становится местом встреч людей искусства. Перед Первой мировой войной Сулоага с успехом экспонируется в различных городах США и Латинской Америки. После войны, которую художник пережидал у себя на родине, он снова начинает активно выставляться: снова Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, затем Гавана и другие города.
Вернувшись в 1925 году в Сеговию, Сулоага покупает находящийся неподалеку средневековый замок Педраса (Pedraza de la Sierra), в котором принимает великосветскую публику. Он пишет портреты испанской знати, например, герцога и герцогини Альба. В 1926 году его выставку во Дворце изящных искусств открывает лично король Испании Альфонс XIII. После провозглашения республики в 1931 году Игнасио Сулоага был назначен президентом Мадридского художественного музея «Траст». В период Гражданской войны 1936–1939 годов художник встал на сторону франкистов и сторонников королевской власти. Скорее всего по той причине, что многие памятники культуры пострадали, по его мнению, из-за действий республиканцев. Сулоага умер в октябре 1945 года в своей мадридской мастерской и был похоронен на родине — в баскском Сан-Себастьяне.