Городок на берегу Сены (Городок на берегу озера)
Ок. 1909
Холст, масло
81,3 х 100,3 см
Государственный Эрмитаж
Vlaminck
Происхождение
1918, из собр. С.И. Щукина, 1948, ГЭ
Инв.: 9111
Инв. ГМНЗИ: 8
C момента поступления картины к С. И. Щукину она всегда называлась «Городком на берегу озера». Между тем изображенная здесь чистая водная поверхность, несомненно, не озеро, а река, точнее Сена, с которой связана значительная часть творчества Вламинка того времени. Стоит напомнить для сравнения, что «Озером» неверно называлась и другая щукинская картина, также представляющая Сену, – «Пейзаж с лодкой у берега» Андре Дерена.
Картина написана под влиянием живописи Поля Сезанна (к сезаннизму Вламинк пришелв 1908 году), и можно даже попытатьсяустановить конкретные источникивдохновения: это «Озеро Аннеси» (1896, Галерея Курто, Лондон), а также трисезанновских варианта «Берега Марны», одиниз которых хранится в Эрмитаже.
Поль Сезанн
Озеро Анесси
1896
Холст, масло. 64×79
Галерея Курто, Лондон
В первые годы ХХвека они находились в Галерее Амбруаза Воллара, с которым Вламинк был тесносвязан, а следовательно, не мог их не знать.
Морис Вламинк обычно не датировал своипроизведения, но стилистически «Городок наберегу Сены» органично вписывается в группуработ 1909–1910 годов. От более ранних, ещефовистских пейзажей с их более резкойкрасочностью a la Винсент Ван Гог ониотличаются большей, сезанновской,уравновешенностью, гармоничностью исклонностью к голубым тональностям. В товремя Вламинк испытывал насущнуюпотребность в обращении к размереннымклассическим формулам искусства. Раньшевсего это произошло еще на стадии фовизма в«Виде Шату» (1906, Собрание Мерцбахера), а позже – в «Береге Сены» (1912,Городской музей, Глазго).
Морис Вламинк
Вид Шату
1906
Холст, масло. 54×65
Собрание Мерцбахера
«Городок на берегу Сены» почти буквальновоспроизводит схему «Пейзажа с озером» Камиля Коро и «Городка Вильнев-ла-Гаренн» Альфреда Сислея — картины, которую Вламинк тоже, скорее всего, не знал. Сходство,однако, легко объяснимо, ибо каждый из этихмастеров в момент, когда он нуждался впрочных композиционных опорах, обращалсяк проверенному временем ипрактиковавшемуся еще в эпоху классицизмакулисному построению картины свыделением центра и чередованиемпространственных планов. При этом каждыйоставался верен себе: пейзаж Коро овеянлегкой романтической грустью, у Сислея онисполнен солнечной уверенности, а в «Городке» Вламинка царит глубокая меланхолия.
Камиль Коро
Пейзаж с озером
1860–1873
Холст, масло. 53×65,5
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Исполнение пейзажа следует отнести к 1909 году еще и потому, что уже в начале 1910 годаон находился у Канвейлера (на подрамникесохранился ярлык этой галереи с № 569; 3 номера, близкие к этому, проходили черезгалерею именно тогда).
Ок. 1909
Морис Вламинк пишет, по-вилимому, в Буживале, картину «Городок на берегу Сены».
1910
В марте 1910 года в Галерее Амбруаза Волларав Париже проходит выставка последних работМориса Вламинка, включавшая 37 произведений. Картина «Городок на берегуСены», возможно, была там представлена.
1910
С. И. Щукин покупает в галерее Даниэля-АнриКанвейлера картину Мориса Вламинка«Городок на берегу Сены».
1918
Картина Мориса Вламинка «Городок на берегуСены» национализирована вместе со всемсобранием С. И. Щукина.
1919
Картина Мориса Вламинка «Городок на берегуСены» входит в состав Первого (Щукинского)отделения МНЗЖ.
1928
Картина Мориса Вламинка «Городок на берегуСены» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Мориса Вламинка «Городок на берегуСены» в результате закрытия ГМНЗИ переданав Государственный Эрмитаж.
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.