Нацисты приходят к власти в Германии
Джон Хартфилд
«За мною стоит сплоченная нация!»
1932
Фотомонтаж
Архив Академии искусств, Берлин
30 января Адольф Гитлер становится канцлером Германии. Воспользовавшись пожаром Рейхстага, нацисты обвиняют в поджоге коммунистов, начинаются репрессии, вводится цензура. В марте нацистская партия побеждает на парламентских выборах. Нацисты запрещают профсоюзы и все другие партии.
В Германии музеи обязывают «преобразовывать население в нацию»
В августе музейные работники Германии на своей конференции в Майнце постановили, что их первым долгом должно быть истинное служение своей эпохе, предписывающей, что «музеи должны отдавать все свои силы для преобразования аморфной массы населения в нацию».
Начинается кампания против директоров музеев, приобретавших картины модернистов. Первым увольняют директора Кунстхалле в Мангейме Густава Хартлауба, который приобретал картины современных художников, в частности Марка Шагала. С 1933 по 1938 год было уволено около 50 директоров музеев.
Франклин Делано Рузвельт становится президентом США. Соединенные Штаты признают СССР.
Франклин Делано Рузвельт
© East News
Выставка «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932»
ГМИИ. Вид выставки «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932». Графика. 1933
Вид выставки «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932». Скульптура. 1933
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Показанная годом ранее в Ленинграде в ГРМ, выставка открылась в Москве в залах Исторического музея (живопись), Государственной Третьяковской галереи (плакат и карикатура), ГМИИ (скульптура и графика). В отличие от ленинградской на московской выставке работы художников-авангардистов экспонировались отдельно и подверглись жесткой критике.
В Третьяковской галерее сделана новая экспозиция на основе принципов «марксизма-ленинизма»
Вышла книга Осипа Бескина «Формализм в живописи»
Обложка книги Осипа Бескин «Формализм в живописи»
Автор подверг критике «формалистов» — Н. Удальцову, А. Тышлера, А. Древина, Р. Барто, А. Шевченко.
Музей
Выставка художника Эриха Борхерта (графика), Германия
С выставки музеем были приобретены его рисунки.
Выставка «XV лет РККА» (графика)
Выставка «Буржуазный рекламный плакат» и выставка книг по искусству, написанных по марксистскому методу к 50-летию со дня смерти Карла Маркса
ГМНЗИ. Вид выставки «Буржуазный рекламный плакат»
1933
Выставка «Немецкая графика» из фондов ГМНЗИ
Выставка рисунков Фреда Эллиса, США
ГМНЗИ. Вид выставки рисунков Фреда Эллиса, США
1933
Выставка к 30-летию ВКП(б)
Антивоенная выставка
Группа польских художников посещает ГМНЗИ
«Художники отметили, что такого исключительного собрания импрессионистов не имеет ни одна галерея в мире, особенно ценны собрания Сезанна, Гогена, Пикассо. Высказывалось пожелание видеть в галерее и современное польское искусство, поскольку музей начал собирать и новейшее искусство» (из отчета секретаря ВОКС К. С. Кравченко).
Выставка немецкого революционного художника А. Кейля
ГМНЗИ. Вид выставки
А. Кейля
1933
Венгр по национальности (настоящее имя — Шандор Эк), до приезда в СССР в 1933 году жил в Германии.
Выставка рисунков, гравюр, плакатов Теофиля Александра Стейнлена
Вид выставки рисунков, гравюр, плакатов Теофиля Александра Стейнлена
1933
Экспозиция приурочена к 10-летию со дня смерти художника.
Новые поступления
Уго Бернаскони
Голова юноши
Фанера, масло
47,3х40,5 см
Государственный Эрмитаж
ГМНЗИ активизирует пополнение коллекции так называемого революционного искусства приобретениями с выставок Клуба Джона Рида и «Революционные художники Запада» работ европейских и американских социально ангажированных художников.
В ГМНЗИ из Италии в обмен на работы советских художников прислано 17 работ современных итальянских художников, среди них картины Э. Паулуччи, Ф. Казорати, Дж. Моранди, У. Бернаскони и рисунок Дж. Манцу.
Ван Гог, Ренуар, Дега и Сезанн проданы
Винсент ван Гог
Ночное кафе в Арле
1888
Холст, масло
Художественная галерея Йельского университета, Коннектикут
Пьер Огюст Ренуар
«Служанка (Подавальщица из ресторана Дюваля)»
1875
Холст, масло
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эдгар Дега
Певица из кафе-концерта [Певица в зеленом]
1884
Бумага, пастель
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Поль Сезанн
Портрет госпожи Сезанн (в теплице)
1891
Холст, масло
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
В апреле из берлинской галереи Маттизена, работающей в партнерстве с «Антиквариатом», в Москву отправлена телеграмма: «Имею клиента, весьма заинтересованного Мадам Сезанн Кафе Ван Гога Горничной Ренуара Зеленой певицей Дега. Можете ли назвать привлекательную цену».
Клиентом оказывается Стивен Кларк, собиратель, хорошо разбирающийся в новом искусстве и недавно избранный в совет попечителей музея Метрополитен. Все четыре картины обошлись Кларку в 260 тысяч долларов: сезанновский «Портрет Мадам Сезанн в оранжерее», «Ночное кафе» ван Гога, ранее входившие в собрание И. А. Морозова, «Певица из кафе-концерта» Дега, принадлежавшая М. П. Рябушинскому, и «Служанка (Подавальщица из ресторана Дюваля)» Ренуара (из бывшего собрания князя С. А. Щербатова).
«Если "Служанка" Ренуара, — писала Н. В.Яворская («История ГМНЗИ», М., 2012), — была не лучшим произведением художника, то "Ночное кафе" Ван Гога, "Портрет жены" Сезанна, и "Певица" Дега были не только лучшими работами живописцев, но и наиболее характерными. Все эти картины можно отнести к мировым шедеврам».
Постановление о продаже, датированное 9 мая, подписано замом председателя СНК В. В. Куйбышевым.
Третий список картин из ГМНЗИ для выдачи в «Антиквариат»
Составлен список третьей выдачи из восьми картин, находившихся в запасниках (работы Герена, Боннара, Дени, Вальта, Фриеза, Марке, Дерена и ранний натюрморт Матисса). Всего же в «Антиквариат» выдано 43 картины.
Б. Н. Терновец публикует статью «Пятнадцать лет работы. История Государственного музея нового западного искусства»>.
Вышла монография Н. В. Яворской о Пикассо
Обложка книги Яворской Н.В. Пабло Пикассо
1933