Зал Клода Моне в ГМНЗИ (1940 — 1941)
В середине 1930-х годов экспозиция ГМНЗИ постепенно вернулась к традиционному показу — не согласно классовой теории, а по принципам истории искусства, со вниманием к крупнейшим течениям и личностям художников. Новый 1938 год ГМНЗИ встретил уже без своего бессменного директора Б. Н. Терновца, уволенного без предупреждения. Сменивший его начальник — И. Н. Угаров — отказался от прежней экономии и аскетичности. Чехлы с мебели сняли, словно перестав стесняться «буржуазной роскоши», которую раньше старательно скрывали, чтобы не отвлекать посетителей от изучения шедевров.

Вслед за «марксистской» экспозицией сотрудники ГМНЗИ решили показать в рамках одного зала всю эволюцию импрессионизма — от ранних и зрелых работ до неоимпрессионизма П.Синьяка.
Зал импрессионизма в ГМНЗИ.
1937
Связь ключевого для музея зала главной анфилады с импрессионизмом сохранилась: вначале в нем была связно представлена история этого направления, затем, к 1940 году, акцент сместился на фигуру его главы — Клода Моне. Именно тогда в музее отметили столетие вожака импрессионистов и сконцентрировали в одном зале все произведения этого мастера. В этом отразилось изменение научной и исторической ситуации — если во времена «марксистской» экспозиции первой половины 1930-х работы Моне показывались сразу в четырех разных местах и иллюстрировали смену общественных формаций, то сейчас наибольшее внимание уделялось индивидуальности художника, что парадоксально рифмовалось с предвоенным сталинским лозунгом «заботы о человеке».

Экскурсия в зале импрессионизма.
1937
В конце 1930-х, когда в советском искусстве вовсю развернулась борьба с «формализмом», многие разделы ГМНЗИ подверглись сокращению.Большинство картин Матисса и Пикассо отправились в запасники, зато сильно расширился показ реалистического и салонного искусства XIX века. Однакоимпрессионизм сохранял почти непогрешимый статус даже для самых ярыхпротивников авангарда: «Импрессионизм есть величайший вклад в сокровищницу живописного искусства, и я на этом стою и сейчас», — высокопарно заявил в 1939 году на конференции в ГМНЗИ его будущий разрушитель, сталинский живописец А. Герасимов. Зал продолжал оставаться визитной карточкой музея и главным «аттрактором» для его посетителей. Его главная тема — импрессионизм — оставалась практически неизменной вплоть до эвакуации музея в 1941 году и свертывания постоянной экспозиции.

Последним масштабным международным событием в музейной жизни Москвы 1930-х стала выставка искусства Чехословакии в ГМНЗИ, прошедшая в 1937-м году.
Выставка чехословацкого искусства.
1937
Гостям по обыкновению предоставили лучшие залы, в том числе и зал импрессионистов, ведь именно в нем проводили все наиболее заметные выставочные акции.

В отсутствие международных проектов в 1939 году сотрудники ГМНЗИ устроили крупную выставку, посвященную пейзажному жанру во французской живописи XIX века, где показывали работы из отечественных музеев.
Выставка французского пейзажа в ГМНЗИ. Зал Т. Руссо и Ж. Дюпре.
1939
Зал импрессионистов на время принял картины художников-барбизонцев.
Именно сюда приводили студентов преподаватели Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ), в том числе крупнейший советский искусствовед М. В. Алпатов. В начале 1941 года вместе с ним в ГМНЗИ пришла группа, в которой была и будущий директор ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антонова.
Текст:
А. Петухов