Жак-Эмиль Бланш (Jacques-Émile Blanche)
1861, Париж — 1942, Офранвиль (Нормандия).
Французский художник, мастер светского портрета, писатель и коллекционер.
Жак-Эмиль Бланш родился в семье известного парижского врача Эмиля Бланша, владевшего частной психиатрической клиникой. Он рос в окружении друзей отца, среди которых были известные художники, писатели и музыканты, в частности Шарль Гуно, который учил его играть на фортепиано. Кроме того, видные представители мира искусства и литературы посещали воскресный салон его матери: Эжен Делакруа, Камиль Коро, Эдгар Дега, Пьер Пюви де Шаванн, Анри Фантен-Латур, Теофиль Готье и Жорж Санд.
В начале Франко-прусской войны 1870 года отец отправил Бланша в Лондон, который он полюбил и куда постоянно возвращался в последующие годы. В марте 1871 года Жак-Эмиля вернули в Париж, так как его отец посчитал, что война уже окончилась. Однако восстание в столице и последовавшие драмы Парижской коммуны вынудили его эвакуировать клинику, а семью отправить к родственникам в Дьепп.
В 1872 году Бланш-старший продал клинику своему ассистенту и открыл дом престарелых в Отёйе, куда переехала вся семья. В 1873 году двенадцатилетнего Бланша отправили учиться в престижный лицей Кондорсе, где его преподавателем английского языка был поэт-символист Стефан Малларме. В 1874 году родители Жак-Эмиля пригласили в качестве учителя живописи художника Эдмона Мэтра. В 1875 году Мэтр познакомил юного Бланша с Эдуардом Мане, к которому тот относился с глубоким уважением. В том же году учитель порекомендовал своему подопечному приобрести три картины Клода Моне и несколько работ Сезанна, позднее у Моне была куплена «Хижина». Эти покупки положили начало коллекции Бланша, которую он будет пополнять в течение всей своей жизни.
В 1879 году мадам Бланш решила построить новый дом в Дьеппе и пригласила Ренуара расписать декоративные панели в столовой. Восемнадцатилетний Бланш подружился с Ренуаром и проводил с ним время в беседах об искусстве. После сдачи экзамена на бакалавра в 1881 году Бланш попросил родителей отпустить его на учебу к Ренуару, но его мать считала импрессионизм не слишком серьезным искусством, и поэтому юношу определили в студию салонного художника Анри Жерве.
В 1881 году Бланш впервые предложил свою картину «Моя мать» жюри Салона, но получил отказ. В следующем году его усилия увенчались успехом: работа «Женщина на борту яхты» была принята на выставку. В 1882 году Бланш совершил поездку в Лондон в компании Мэтра, Жерве и Поля Эллё. В Англии художник познакомился с Джеймсом Уистлером и Уолтером Сикертом, а год спустя — с Оскаром Уайльдом. В 1883 году, после смерти Мане, Бланш приобрел несколько его картин. В 1880-е годы он начал писать статьи в журнал La Revue indépendante и подружился с писателем Андре Жидом. В 1892 году исполнил портрет Марселя Пруста, с которым у художника также завязались дружеские отношения (впоследствии Пруст нередко помогал Бланшу редактировать его сочинения). В этот же период он регулярно выставляется в парижском Салоне и становится членом различных художественных групп. В 1895 году Бланш исполнил портрет Обри Бердслея и написал предисловие к его роману «Под холмом». В 1897 году он получил орден Почетного легиона, а в 1900-м — золотую медаль Всемирной выставки за картину «Художник Таулов и его дети». В 1902 году начал преподавать живопись в Академии Ла Палетт, с 1903 года — в Академии Витти на Монпарнасе, а также стал давать частные уроки в своей студии в Отёйе. В 1902 году Бланш арендовал дом в Офранвиле, небольшом нормандском городке южнее Дьеппа, откуда было удобно совершать поездки в столь любимый им Лондон, где у художника была студия.
В мае 1909 года, попав на представление балета труппы Сергея Дягилева, Бланш стал ее спонсором. В 1910 году он исполнил портрет Вацлава Нижинского. Тогда же завязалась его дружба с Жаном Кокто, который в те годы активно сотрудничал с Дягилевым.
Военные годы Бланш провел в Офранвиле, где закончил свой автобиографический роман «Аймери». В 1917 году он получил заказ от церкви Офранвиля на создание большого мемориального полотна в память павших на войне солдат. Картина была официально представлена в августе 1919 года, через шесть недель после подписания Версальского мирного договора.
В 1919–1928 годах были изданы три части написанных Бланшем «Бесед о художниках» с предисловием Пруста, в 1920-м вышел в свет роман «Все ангелы», а в 1922 году — роман «Аймери» с 50 иллюстрациями автора. В 1920 году Бланш стал свидетелем первой акции дадаистов в Париже, а вскоре познакомился с Андре Бретоном. В 1924 году в парижской галерее Шарпантье состоялась персональная выставка Бланша, на которой было представлено 150 картин.
В начале 1930-х годов Бланш был удостоен звания командора ордена Почетного легиона, в 1935 году был избран членом Академии изящных искусств. Начало Второй мировой войны застало художника в Офранвиле, где он закончил свои англоязычные мемуары и написал французскую версию, которую назвал «Охота за воспоминаниями».