Эмиль Оттон Фриез (Emile-Othon Friesz)
1879, Гавр — 1949, Париж
1949
Французский художник-пейзажист, близкий фовизму и сезаннизму.
Уроженец Гавра, Фриез должен был унаследовать от отца и деда профессию моряка, однако решил посвятить себя живописи. Первые навыки он получил в местной школе искусств, где его учителем был Шарль Льюйе, у которого в разное время брали уроки Жорж Брак и Рауль Дюфи. По окончании школы Фриез получил от муниципалитета Гавра стипендию для дальнейшего обучения. В 1897 году он приехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств, в класс профессора Леона Бонна.
Поселившись на Монмартре, Фриез познакомился с местными художниками. Некоторое время он делил мастерскую со своим земляком Раулем Дюфи. На пути обретения собственной манеры молодой художник увлекался вначале импрессионизмом (серия городских пейзажей 1903–1904 годов с Пон-Неф), затем опытами ван Гога и Гогена. Общение с Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и другими определило его увлечение контрастными сочетаниями чистых цветов, вызывавшими возмущение у респектабельной публики. Вместе с этими художниками, прозванными фовистами («дикими»), Фриез выставлялся в Салоне независимых и Осеннем салоне 1904 и 1905 годов, в галерее Берты Вейль и у Дрюэ. Летом 1906 года он вместе с Браком работает над одними и теми же мотивами в Антверпене, а спустя год оба художника пишут бок о бок на юге Франции — в Эстаке и Ла Сьоте. Фриез выставляется в Берлинском сецессионе и в салоне «Золотого руна» в Москве.
В 1908–1909 годах, когда иные из товарищей Фриеза увлеклись кубизмом, сам он отдал предпочтение системе Сезанна, в рамках которой нашел баланс между пластикой и цветом. В 1912 году художник обзаводится мастерской в Нормандии, а перед Первой мировой войной (короткое время он служил в армии), в 1914 году занимает ателье на улице Нотр-Дам-де-Жан в Париже, в которой работает до конца жизни. После войны Фриез много путешествует, пишет на Средиземноморье и на берегах Ла-Манша, в горах Юра, работает в Италии и Бельгии. В это время он преподает рисунок в Академии Гранд-Шомьер, увлеченно занимается гравюрой. Его работы приобретают французские музеи. В 1935 году по его эскизу была выполнена большеформатная шпалера «Мир». В 1937 году художник вместе со своим старым другом Раулем Дюфи занимался росписью во дворце Шайо. Это был последний публичный заказ мастеру.