Цветы Франции
1891
Холст, масло
72 х 92 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
С 1908 — собрание А. Воллара, Париж; с 1908 — собрание И.А. Морозова (приобретено у Воллара за 8000 франков), с 1919 — МНЗЖ, с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3370
Inv. GMNZI: 298
Картина, написанная в первые месяцы пребывания Гогена на Таити, символизирует прощание с Францией и одновременно вступление художника в новый для него мир. Это один из первых примеров записи Гогеном таитянских слов латиницей. Яркие соцветия служат и красочным пятном, соперничающим с колористической насыщенностью таитянской природы, и символом покинутой страны. Известно, что художник пытался разводить французские цветы на Таити и обращался к своему маршану Амбруазу Воллару с просьбой прислать ему нужные семена.
По замечанию М. Бессоновой, картину можно интерпретировать как диалог с искусством старших коллег: фигура юноши, одетого по-европейски, отождествляется с персонажем картины Э. Мане «Завтрак в мастерской», а цветочный натюрморт — с композициями Сезанна.
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии.
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).