Te atua (Божество)
Бумага, типографская краска, гравюра на дереве
Размер оттиска: 24х22,5 см Размер листа: 25,7х22,8 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
С 1927 — ГМНЗИ (приобретено в Москве); с 1948 — ГМИИ
Inv.: Г-112337
Inv. GMNZI: 133
В инвентаре ГМНЗИ эта гравюра была записана под названием «Маорийское божество», которое несколько отличается от оригинального названия, награвированного самим мастером в поле композиции (Te atua), и от принятого в современных каталогах графики Гогена — «Te atua (Божество)». Гравюра относится к так называемой «сюите Воллара». В 1900 году Гоген писал Амбруазу Воллару, с которым он сотрудничал, о том, что в 1898–1899 годах он создал 475 оттисков, выполненных с досок; при этом художник сообщал, что каждая гравюра была напечатана тиражом в 25-30 экземпляров. Подборка гравюр была передана Воллару, чтобы тот оценил художественное качество произведений.
Гравюра Te atua двухсторонняя, ее recto и verso представляют варианты одной композиции, посвященной языческому ритуалу поклонения местным божествам и священным животным. Доска ныне хранится в Музее Гогена на Таити; в 1995 году таитянский музей осуществил переиздание гравюры тиражом в 120 листов.
Н.В.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии.
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).