NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionPaul Gauguin  Ruperupe (Tahiti Is a Wonderful Land. Gathering Fruit)

Paul Gauguin
Ruperupe (Tahiti Is a Wonderful Land. Gathering Fruit)
1899
Oil on canvas
128 х 190 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

1918, from the collection of S. I. Shchukin


Inv.: Ж-3268

Inv. GMNZI: 24

Description
Ruperupe (Tahiti Is a Wonderful Land. Gathering Fruit)Ruperupe (Tahiti Is a Wonderful Land. Gathering Fruit)
Paul Gauguin
Ruperupe (Tahiti Is a Wonderful Land. Gathering Fruit)
Увеличить

Эпическое полотно «Ruperupe» — итоговая часть программного цикла произведений Гогена, созданного им в последние годы жизни, которая открывается панно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897–1898, Музей изящных искусств, Бостон), а продолжается картиной «Faa Iheihe (Таитянская пастораль)» (1898, Национальная галерея, Лондон). Последнюю можно считать подходом к теме «Ruperupe», при котором художник впервые опробовал смысловые вариации произведения, его композиционные и колористические составляющие. Суммирующая творческие и духовные поиски художника картина символизирует историю и судьбу человеческого рода. Фризообразная композиция объединяет предстоящие фигуры с дарами-цветами (образы райского спокойствия и изобилия; их прототипы — рельефы яванского храма в Боробудуре, фотографии которых были у Гогена), персонажа, срывающего с дерева плод (аллюзия на искушение и грехопадение), и склонившегося всадника (образ смерти или сна-забытья, смерть также означает спящая собака со щенками). Левая и правая части композиции равнозначны; ее можно «прочитывать» как слева направо, так и наоборот, как предполагал сам художник в случае с «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Изображение помещено на условном золотистом фоне, напоминающем одновременно и о «райской» солнечной Полинезии, и о сакральном цвете в живописи Средневековья. Название же полотна, повторяющее начало популярной во времена Гогена песенки «О, Таити, чудесный край», отражает горькую иронию художника, готовившегося навсегда покинуть остров, который лишился в его глазах прежней притягательности.
Картина входила в парижское собрание Г. Файе, из которого Щукин приобрел большую часть своих Гогенов. Покупка «Ruperupe» стала завершающим аккордом в создании композиции «гогеновской столовой» особняка коллекционера, где эта работа заняла центральное место.

Ал.П.