Rupe Rupe (Cueillette des fruits)
1899
Huile sur toile
128 х 190 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3268
Inv. GMNZI: 24
Эпическое полотно «Ruperupe» — итоговая часть программного цикла произведений Гогена, созданного им в последние годы жизни, которая открывается панно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897–1898, Музей изящных искусств, Бостон), а продолжается картиной «Faa Iheihe (Таитянская пастораль)» (1898, Национальная галерея, Лондон). Последнюю можно считать подходом к теме «Ruperupe», при котором художник впервые опробовал смысловые вариации произведения, его композиционные и колористические составляющие. Суммирующая творческие и духовные поиски художника картина символизирует историю и судьбу человеческого рода. Фризообразная композиция объединяет предстоящие фигуры с дарами-цветами (образы райского спокойствия и изобилия; их прототипы — рельефы яванского храма в Боробудуре, фотографии которых были у Гогена), персонажа, срывающего с дерева плод (аллюзия на искушение и грехопадение), и склонившегося всадника (образ смерти или сна-забытья, смерть также означает спящая собака со щенками). Левая и правая части композиции равнозначны; ее можно «прочитывать» как слева направо, так и наоборот, как предполагал сам художник в случае с «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Изображение помещено на условном золотистом фоне, напоминающем одновременно и о «райской» солнечной Полинезии, и о сакральном цвете в живописи Средневековья. Название же полотна, повторяющее начало популярной во времена Гогена песенки «О, Таити, чудесный край», отражает горькую иронию художника, готовившегося навсегда покинуть остров, который лишился в его глазах прежней притягательности.
Картина входила в парижское собрание Г. Файе, из которого Щукин приобрел большую часть своих Гогенов. Покупка «Ruperupe» стала завершающим аккордом в создании композиции «гогеновской столовой» особняка коллекционера, где эта работа заняла центральное место.
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).