Eiaha Ohipa. ("Do not Work". Tahitians in a Room)
1896
Oil on canvas
65 x 75 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of the S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3267
Inv. GMNZI: 23
Картина относится ко второму периоду пребывания Гогена на Таити и написана в доме, который он построил для себя в Пунауиа. Сцена отдыха таитян сопровождается надписью, которую принято переводить как «Не работай». Расположившаяся в тени хижины чета курящих островитян превращается у художника в своеобразную аллегорию созерцательного блаженства, которое испытывают обитатели «тропического рая», где царствуют покой, тишина и гармония между миром людей и животных. Фрагмент пейзажа за окном и позы персонажей помещают произведение между двумя важными работами художника: «Te Faaturuma» (1891, Художественный музей, Ворстер, Массачусетс), где композиция также построена на сопоставлении сидящей в помещении фигуры и открытого, заполненного светом проема с профильным изображением собаки, и «Золото их тел» (1901, музей Орсэ, Париж), где находит развитие мотив сидящих таитян.
Герои картины предстают в излюбленных Гогеном позах, имеющих античные прототипы. Так, левая фигура напоминает эллинистическое изображение бога Диониса с фриза театра Диониса в Афинах. Фотографии греческой и индийской скульптуры и других произведений искусства Гоген привез с собой на Таити. Обращение к художественному наследию древних цивилизаций отвечало мыслям мастера о созданий синтетического художественного языка.
Произведение было куплено Щукиным в период наиболее активного собирательства его коллекции Гогена.
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).