Eiaha Ohipa. ("Ne travailler pas". Les tahitiens dans une chambre)
1896
Huile sur toile
65 x 75 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3267
Inv. GMNZI: 23
Картина относится ко второму периоду пребывания Гогена на Таити и написана в доме, который он построил для себя в Пунауиа. Сцена отдыха таитян сопровождается надписью, которую принято переводить как «Не работай». Расположившаяся в тени хижины чета курящих островитян превращается у художника в своеобразную аллегорию созерцательного блаженства, которое испытывают обитатели «тропического рая», где царствуют покой, тишина и гармония между миром людей и животных. Фрагмент пейзажа за окном и позы персонажей помещают произведение между двумя важными работами художника: «Te Faaturuma» (1891, Художественный музей, Ворстер, Массачусетс), где композиция также построена на сопоставлении сидящей в помещении фигуры и открытого, заполненного светом проема с профильным изображением собаки, и «Золото их тел» (1901, музей Орсэ, Париж), где находит развитие мотив сидящих таитян.
Герои картины предстают в излюбленных Гогеном позах, имеющих античные прототипы. Так, левая фигура напоминает эллинистическое изображение бога Диониса с фриза театра Диониса в Афинах. Фотографии греческой и индийской скульптуры и других произведений искусства Гоген привез с собой на Таити. Обращение к художественному наследию древних цивилизаций отвечало мыслям мастера о созданий синтетического художественного языка.
Произведение было куплено Щукиным в период наиболее активного собирательства его коллекции Гогена.
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).