Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)
1892
Холст, масло
91×68 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
Собственность семьи П. Гогена, Париж; галерея А. Воллара, Париж. В 1904 приобретена С.И. Щукиным у Воллара, Париж. С 1918 в 1-м Музее новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3266
Inv. GMNZI: 21
Картина исполнена во время первого путешествия на Таити под впечатлением от знакомства с древними маорийскими мифами. Один из них — история о любви бога Оро и земной девушки Вайраумати. Гоген пересказал ее в книге «Ноа-Ноа»: «Оро, ...величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных. ...Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, необычайно красивую... Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви... Вайраумати — так звали девушку... Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей... После смерти [бог] был вознесен на небо, где Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь».
Воссоздавая атмосферу мифа на картине, Гоген связал воедино реальность и древнее сказание. История Оро и Вайраумати воспроизведена на полотне дважды: в фигурах современных влюбленных островитян и в древнем каменном изваянии, расположенном в глубине. Возможно, Гоген отождествлял Вайраумати со своей таитянской возлюбленной Техурой, а в собственных отношениях с ней видел отражение мифа об Оро. В положении женской фигуры в профиль и в характере всей композиции в целом нельзя не заметить влияния искусства Древнего Египта: Вайраумати сидит в позе жрицы с саркофага из собрания Лувра, фотографию которого мастер привез с собой на Таити. Впоследствии Гоген нередко изображал таитянок в «позе Вайраумати», к примеру, Техуру на картине «Te aa no areois (Происхождение ареоев)» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Практически детально художник повторял и мотив хижины, что можно наблюдать и на картине «Matamoe (Смерть. Пейзаж с павлином)» из собрания И.А. Морозова (ГМИИ). «Вайраумати» — одно из первых полотен, приобретенных Щукиным, которые составили позднее «гогеновский иконостас» коллекционера.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).