NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションПоль Гоген  Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)

Поль Гоген
Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)
1892
Холст, масло
91×68 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Собственность семьи П. Гогена, Париж; галерея А. Воллара, Париж. В 1904 приобретена С.И. Щукиным у Воллара, Париж. С 1918 в 1-м Музее новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3266

Inv. GMNZI: 21

デスクリプション
Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)
Поль Гоген
Vairumati tei Oa. Ее звали Вайрумати (Она называется Вайрумати)
Увеличить

Картина исполнена во время первого путешествия на Таити под впечатлением от знакомства с древними маорийскими мифами. Один из них — история о любви бога Оро и земной девушки Вайраумати. Гоген пересказал ее в книге «Ноа-Ноа»: «Оро, ...величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных. ...Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, необычайно красивую... Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви... Вайраумати — так звали девушку... Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей... После смерти [бог] был вознесен на небо, где Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь».
Воссоздавая атмосферу мифа на картине, Гоген связал воедино реальность и древнее сказание. История Оро и Вайраумати воспроизведена на полотне дважды: в фигурах современных влюбленных островитян и в древнем каменном изваянии, расположенном в глубине. Возможно, Гоген отождествлял Вайраумати со своей таитянской возлюбленной Техурой, а в собственных отношениях с ней видел отражение мифа об Оро. В положении женской фигуры в профиль и в характере всей композиции в целом нельзя не заметить влияния искусства Древнего Египта: Вайраумати сидит в позе жрицы с саркофага из собрания Лувра, фотографию которого мастер привез с собой на Таити. Впоследствии Гоген нередко изображал таитянок в «позе Вайраумати», к примеру, Техуру на картине «Te aa no areois (Происхождение ареоев)» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Практически детально художник повторял и мотив хижины, что можно наблюдать и на картине «Matamoe (Смерть. Пейзаж с павлином)» из собрания И.А. Морозова (ГМИИ). «Вайраумати» — одно из первых полотен, приобретенных Щукиным, которые составили позднее «гогеновский иконостас» коллекционера.