Vairumati tei Oa (Sa nom est Vairumati)
1892
Huile sur toile
90,6 × 67,5 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3266
Inv. GMNZI: 21
Картина исполнена во время первого путешествия на Таити под впечатлением от знакомства с древними маорийскими мифами. Один из них — история о любви бога Оро и земной девушки Вайраумати. Гоген пересказал ее в книге «Ноа-Ноа»: «Оро, ...величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных. ...Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, необычайно красивую... Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви... Вайраумати — так звали девушку... Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей... После смерти [бог] был вознесен на небо, где Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь».
Воссоздавая атмосферу мифа на картине, Гоген связал воедино реальность и древнее сказание. История Оро и Вайраумати воспроизведена на полотне дважды: в фигурах современных влюбленных островитян и в древнем каменном изваянии, расположенном в глубине. Возможно, Гоген отождествлял Вайраумати со своей таитянской возлюбленной Техурой, а в собственных отношениях с ней видел отражение мифа об Оро. В положении женской фигуры в профиль и в характере всей композиции в целом нельзя не заметить влияния искусства Древнего Египта: Вайраумати сидит в позе жрицы с саркофага из собрания Лувра, фотографию которого мастер привез с собой на Таити. Впоследствии Гоген нередко изображал таитянок в «позе Вайраумати», к примеру, Техуру на картине «Te aa no areois (Происхождение ареоев)» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Практически детально художник повторял и мотив хижины, что можно наблюдать и на картине «Matamoe (Смерть. Пейзаж с павлином)» из собрания И.А. Морозова (ГМИИ). «Вайраумати» — одно из первых полотен, приобретенных Щукиным, которые составили позднее «гогеновский иконостас» коллекционера.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).