Франсис Журден (Francis Jourdain)
1876, Париж — 1958, Париж
1958
Французский художник-декоратор, живописец, дизайнер-функционалист, писатель и художественный критик.
Сын известного франко-бельгийского архитектора Франца Журдена (построившего ряд зданий сети парижских универмагов «Самаритэн»), Франсис с молодых лет был знаком с видными художниками и писателями: Клодом Моне, Эмилем Золя, Альфонсом Доде. Его первым учителем живописи был Эжен Каррьер. Первые опыты в декоративной живописи молодой Журден получил под руководством Александра Шарпантье, вместе с которым он участвовал в росписях виллы Мажореля в Нанси (1901–1902), принятой впоследствии за образец стиля ар-нуво. Затем продолжил практику у известного художника Альбера Бенара. Журден подружился с Тулуз-Лотреком и живописцами группы «Наби» Пьером Боннаром и Эдуардом Вюйаром, и это знакомство обогатило его знаниями приемов постимпрессионизма. Его также интересовали колористические эксперименты фовистов Анри Матисса, Андре Дерена и Альбера Марке (кстати, первое выступление группы произошло в 1905 году в Осеннем салоне, организатором которого был Журден-старший).
Успешно выставлявшийся в салонах и галереях, Франсис Журден не удовольствовался станковой живописью — как социалист (поговаривали, что анархист) он искал практического применения девиза «искусство для всех». В 1912 году он оставляет живопись и запускает свой проект «Meubles interchangeables» («Трансформирующаяся мебель»), который нацелен на создание многофункциональной, компактной и относительно недорогой обстановки. Скромные, но удобные кресла, шезлонги, стулья, буфеты и прочая обстановка выпускаются в созданных им «Les Ateliers modernes» («Современных мастерских»). Консервативная критика обвиняет Журдена в «грубом пуританстве», Шарль Жаннере (в будущем Ле Корбюзье) поздравляет его с эстетическим прорывом. Спустя год знаменитый режиссер Жак Копо заказывает художнику оформление театра «Старая голубятня».
После Первой мировой войны известность Журдена-дизайнера только растет. Он создает мебель для виллы виконта де Ноай, спроектированной мастером «рационалистической архитектуры» Робером Малле-Стевенсом (1924). В 1929 году Журден становится председателем Союза современных художников, который был основан Малле-Стевенсом, чтобы противостоять консервативным тенденциям в архитектуре, а в 1932 году на волне социалистического движения вместе с дизайнером Шарлоттой Периан вступает в Ассоциацию революционных писателей и художников, что, впрочем, не мешает ему работать по заказам президента Луи Барту и принцессы Мюрат. Во время Второй мировой войны художник вступил в Сопротивление. Последние годы жизни он посвятил написанию монографий о друзьях молодости: Тулуз-Лотреке, Боннаре, Утрилло и Марке.