В комнате. Релэ
1899
Картон, масло. 52 х 79 см
Государственный Эрмитаж
E.Vuillard 98
Происхождение
1918, из собр. С.И. Щукина, 1930, ГЭ
Инв.: 6538
Инв. ГМНЗИ: 5
В интерьере, который С. И. Щукин назвал «комнатой», с приметами буржуазного быта, вроде китайской вазы и кустистых цветов, соединились черты иного свойства, какой-то незамысловатой дачной жизни. О ней напоминает чугунная печка-времянка: сто лет назад такие «обогреватели» называли у нас буржуйками. Сам интерьер прост и просторен. Это гостиная, если и не уютная, то очень светлая. Сквозь высокую застекленную дверь способно войти много света, как и сквозь окно, большое и широкое, но то ли день серый, то ли вечер уже подступил. Часть окна перекрыта колонной, разделяющей надвое всю картину и почти превращающей ее в диптих. Колонна дает почувствовать, что «комната» куда больше того, что попадает в поле зрения: такую опору для удержания потолка ставят обычно в центре зала. Хозяева дома, видимо, хотели обиходить его, как могли, и притащили сюда разномастную мебель, цветы, вазы, но мало преуспели. К тому же здесь зябко, о чем напоминает и одежда персонажей, и печка-времянка, вблизи которой устроилась женщина – главное здесь действующее лицо.Что же это за интерьер, и кто его населяет? Французское слово Relay, встроенное теперь в название, мало что объясняет. Оно означает старинную почтовую станцию, то есть место смены лошадей. Такую станцию в Вильнев-сюр-Ионн, приспособленную под дачу, Эдуард Вюйар и показал. Однако вид ее для нас непривычен: место ничуть не походит на домик пушкинского «станционного смотрителя» в Выре, хотя построена эта Relay была примернов то же время. Дело в том, что в 1897 году здание приобрел издатель Таде Натансон.
Таде Натансон
1898
© Rue des Archives / Vostock Photo
Вокруг его журнала Revue blanche группировались художники наби: Вюйар, Пьер Боннар, Морис Дени, Феликс Валлоттон. Их, точно так же как Пьера Огюста Ренуара и Стефана Малларме, радушно принимали в Релэ, ставшем местом встреч многих выдающихся деятелей французской культуры.
Пьер Боннар (спиной), Ида Годебска, Мизия Натансон, Огюст Ренуар (сидят), Сипа Годебски и Таде Натансон (стоят) в Релэ на следующий день после похорон Стефана Малларме.
Сентябрь 1898
© Rue des Archives / Vostock Photo
Эдуар Вюйар (на переднем плане) и Альфред Натансон в Релэ, Вильнев-сюр-Ионн
Ок. 1987-1899
Игра в шашке в комнате в Релэ. Слева направо: Таде натансон, Феликс Валлоттон, Ромен Кулю и Сипа Годебски
1899
© Bridgeman / Fotodom
Картины Эдуарда Вюйара можно назвать страницами его дневника, и целый ряд этих страниц-картин был связан с Релэ, поместьем четы Натансонов, Таде и Мизии, в Вильнев-сюр-Ионн. В конце девяностых годов туда наведывались Стефан Малларме, Эмиль Золя, Жюль Ренар, Октав Мирбо, Морис Метерлинк, Альфред Жарри, Гийом Аполлинер, Поль Валери, Анри де Тулуз-Лотрек. Постоянно бывали вместе с Вюйаром его друзья Пьер Боннар (Японствующий наби) и Феликс Валлоттон (Заграничный наби). Приезжал и Пьер Огюст Ренуар. Когда Вюйар писал картину «В комнате. Релэ», там находились Валлоттон (он справа), брат Мизии Сипа Годебски (в центре) и сама Мизия (слева): она что-то пишет. На стене веер с силуэтом Сипы (расписные веера ввели в моду импрессионисты).
Мизия, эта «пожирательница гениев», как острили тогда, всегда оставалась главным центром притяжения в Релэ.
Мизия в Релэ. Фото Альфреда Натансона
Ок. 1898
© Rue des Archives / Vostock Photo
Для Вюйара и Валлоттона она была не просто привлекательной юной женщиной: оба были серьезно в нее влюблены. Вюйар, уже старым человеком, признавался ей в своей крайней робости, а в «годы Мизии», как называют конец 1890-х, он украдкой, но пристально вглядывался, стоило ей только отвернуться. (Характерный пример – «Молодая женщина» (ок. 1897, Государственный Эрмитаж), где Мизия изображена со спины).
Эдуар Вюйар
Молодая женщина в комнате
Ок. 1897
Картон, масло. 29,5×23
Государственный Эрмитаж
Впрочем, картину «В комнате. Релэ» меньше всего можно счесть гимном музе удивительного содружества людей искусства: она там – неприметный гений места.
1898
Находясь в Вильнев-сюр-Ионн, Эдуард Вюйар пишет картину «В комнате. Релэ». В том же году или в начале следующего ее приобретает Амбруаз Воллар.
1899
В апреле 1899 года С. И. Щукин приобретает картину Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» в галерее Амбруаза Воллара.
1918
Картина Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» в результате объединения МНЗЖ- 1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
1968
В Мюнхене, в Доме искусства, и в Париже, в музее Оранжери, проходит выставка «Эдуард Вюйар, К. Х. Руссель» («В комнате. Релэ» под названием «Интерьер с печкой» – № 105).
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» (картина Эдуарда Вюйара «В комнате. Релэ» – № 71).
Эдуард Вюйар (Edouard Vuillard)
1868, Кюизо [Cuiseaux] — 1940, Ла Боль [La Baule]
1940
Французский художник, входивший в группу наби. Интимист, обладавший исключительно высоко развитым декоративным даром.
С 1878 года жил в Париже. Учился в лицее вместе с Кер-Ксавье Русселем и Морисом Дени. После короткого пребывания в Школе изящных искусств (класс Жерома) начал посещать Академию Жюлиана, сблизившись с Пьером Боннаром, Полем Рансоном, Полем Серюзье и Морисом Дени. Участвовал в создании группы наби (1889). Особенно близко сошелся с Боннаром, совместно с которым изучал живопись старых мастеров в Лувре и современных художников — в Люксембургском музее. Испытал влияние Поля Гогена. В 1890 году работал вместе с Боннаром и Дени в снимаемой сообща мастерской. Был знаком со Стефаном Малларме. В 1896 году начал работу над заказанным Амбруазом Волларом альбомом литографий «Пейзажи и интерьеры». С 1901 года выставлялся в Салоне Независимых, с 1903 по 1911 — в Осеннем салоне. Преподавал в Академии Рансона (1906). В 1917–1924 годах жил попеременно в Париже и Вокрессоне. В 1936 году вместе с Дени и Русселем исполнял декоративные росписи Дворца наций в Женеве. С 1937 года член Института Франции. Писал интерьеры, пейзажи, портреты, натюрморты, работал в театре.
Декоративизм и интимизм в персональном стиле Эдуарда Вюйара
Эдуард Вюйар, который еще в начале 1890-х годов пришел к языку ярких и широко проложенных цветовых пятен, так что друзья называли его Наби смелых нововведений, в картине «В комнате. Релэ», в сущности, выступает наследником голландских бытописателей XVII века с их одухотворенными интерьерами. Многочисленные прямоугольники, выстраивающие структуру этой композиции (дверь, окно, рама на стене, столы), задают геометрическую основу картины Вюйара так, что и такая особенность заставляет вспоминать о Яне Вермере Делфтском и Питере де Хохе.
Ян Вермеер
Любовное письмо
1669
Холст, масло. 44×38
Государственный музей, Амстердам
Питер де Хох
Женщина, пьющая с двумя мужчинами
1658
Холст, масло. 73,7×64,6
Национальная галерея, Лондон
Все же главную свою цель Вюйар видел не в рассказе о том, как его персонажи проводят время в интерьере, а в достижении общей живописности и в целом, и в любой детали, которой не дозволено превратиться в натурально правдоподобное отображение предмета. Гарантией творчества для Вюйара служило преднамеренное усиление декоративных качеств цвета; рассказ не отступал насовсем, но играл второстепенную роль.
Знаменательно, что наследник импрессионистов, спешивших на пленэр, под открытое небо, предпочитал замкнутое пространство комнаты. Редкостное чутье колориста позволяло ему открывать богатые и неиспользованные ресурсы там, где раньше их не замечали, – в неприхотливой повседневности, в мелочах быта. Но интерьер занимал художника не сам по себе, а в той мере, в какой он впитывал человеческое начало.
Появляясь в интерьере, персонажи исподволь вносят в него то одну, то другую живую ноту, но не выступают характерами. Они столь тесно связаны с окружением, с фоном, что почти сливаются с ним. Ни одна подробность не будет упущена, и, приглядываясь, открываешь не только столы, стулья, но и более мелкие предметы, вроде ваз. Вюйар нимало не смущается некрасивостью или непрезентабельностью предметов обстановки – такова, в частности, черная печка с дымовой трубой. «Неэлегантность» мусорной корзинки не осознается, потому что вещность предметов оказывается стертой и полностью подчиненной живописному началу. Вещи живут своей особой жизнью, превращаясь в пятна глуховатых тонов, и все же не исчезают. Приглушенные тона идеально отвечали тишине интерьеров Вюйара.
Образ/мотив: Печка-времянка
Изображение чугунной печки-времянки с трубой встречается в картинах французских романтиков, показывающих мастерскую художника, как указание на трудности, которые приходилось преодолевать живописцу зимой в плохо отапливаемом помещении. Здесь у этого образа иное назначение: печка выглядит гостем из другого мира; она – деталь, наиболее чуждая всей обстановке интерьера.
Технический прием:Матовая красочность
Как и другие наби, Эдуард Вюйар нелюбил лакового покрытия, считая, что оно искажает звучание цвета и лишает его благородства. Нередко, как и вслучае с картиной «В комнате. Релэ», он писал не на холсте, а на картоне – основе, которая лишала краску блеска и способствовала матовости.
Сын банкира, основатель журнала Revue blanche, с которым сотрудничали художники наби. Был женат на Мизии Годебски (развод произошел в 1903году).
Мизия Годебски, в первом замужестве Натансон, в последующих Эдвардс и Серт, желанная модель многих художников-портретистов, родившаяся в Санкт-Петербурге и воспитывавшаяся в Бельгии, была не только привлекательной женщиной, но и талантливой пианисткой. Правда, эта любимая ученица Габриэля Форе несделала профессиональной карьеры.Но, вероятно, для истории икусства важнее тот факт, что ей посвятил свой «Вальс» Морис Равель, что с ней дружил и считался с ее советами С. П. Дягилев, что Марсель Пруст и Жан Кокто превратили ее в литературного персонажа своих произведений. Мизию неоднократно писали Ренуар, Тулуз-Лотрек, Валлоттон, Боннар, Вюйар. Урожденная Годебски. Одна из наиболее заметных женщин Парижа нарубеже XIX–XX веков.
Брат Мизии Годебски-Натансон. Целый ряд его портретов был исполнен Эдуардом Вюйаром в Париже и в Вильнев-сюр-Ионн.
Великий французский поэт. Его «литературные вторники» явились идейным центром движения символистов, а само творчество – параллелью живописи импрессионистов.
Французский композитор, ученик Сен-Санса, профессор и директор парижской консерватории, учитель Мориса Равеля, Джорджио Энеску и др. Один из предшественников импрессионизма.
Французский писатель, пьесы которого были популярны в России начала ХХвека. Вместе с Эмилем Золя выступил взащиту Альфреда Дрейфуса.
Бельгийский поэт и драматург, писавший по-французски. С 1896 года жил во Франции. Музыку к его символистским пьесам-сказкам писали Клод Дебюсси, Ян Сибелиус, Арнольд Шёнберг. В начале ХХ века был популярен не только в Западной Европе, но и в России.
Французский писатель. Его фарсовые сочинения о короле Убю заложили основы театра абсурда.
Настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Выдающийся французский поэт и деятель авангарда начала ХХ века, близкий к Пабло Пикассо и кубистам.
Французский поэт и мыслитель, автор эссе о Стефане Малларме, Шарле Бодлере, Эдгаре Дега и др.
Французский писатель и драматург.
Выдающийся французский композитор .Его открытия в области импрессионистической звукописи, оказали воздействие на формирование музыкального языка ХХ века.
Русский театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создавший в Санкт-Петербурге объединение «Мир искусства». Огромное воздействие на развитие современного балета имела «Дягилевская антреприза» – многолетние выступления «Русских балетов» за границей, главным образом во Франции.
Великий французский писатель, автор цикла романов «В поисках утраченного времени», в которых внутренняя жизнь человека представала в образах потока сознания, что оказало большое воздействие на последующую литературу.
Французский поэт, художник и театральный деятель.
Один из главных выразителей академизма во французской живописи, наиболее активный противник импрессионистов.
Основал в 1868 году художественную школу в Париже – Академию Жюлиана.В ней занимались Эдуард Вюйар, Пьер Боннар, Анри Матисс и многие другие.
Французский живописец-символист. Выдающийся педагог, под руководством которого в парижской Школе изящных искусств занимались Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке, Анри Манген и др.
Французский живописец, оказавший большое влияние на возникновение символизма.
Парижский галерист, выступивший конкурентом Поля Дюран-Рюэля. В конце XIX века поддерживал импрессионистов.