NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryChronology1918–1948  1925

Politics and Culture

В Париже проходит Выставка декоративных искусств

Константин Степанович Мельников
Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже
1925

Советский павильон построен по проекту архитектора Константина Мельникова, главным художником павильона, автором обложки и плакатов стал Александр Родченко. В экспозиции были представлены продукция фабрик и артелей, работы народных мастеров и профессиональных художников: Натана Альтмана, Александры Экстер, Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского и других.

Первая выставка сюрреалистов открылась в парижской галерее Пьера Лёба

Пригласительный билет на открытие выставки сюрреалистов
в галерее Пьера Лёба
1925
© East News 

Свои работы представили Джорджо Де Кирико, Ханс Арп, Макс Эрнст, Пауль Клее, Ман Рэй, Андре Массон, Хоан Миро, Пабло Пикассо и Пьер Руа.

Основано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС)

В задачи ВОКС входило «ознакомление общественности СССР с достижениями культуры зарубежных стран и популяризация культуры народов Советского Союза за границей».

Образование художественного объединения ОСТ

Петр Владимирович Вильямс
Автопробег
1930
Государственная Третьяковская Галерея

Выпускники Вхутемаса, ученики Давида Штеренберга и Владимира Фаворского, объединились в Общество художников-станковистов (ОСТ), ориентированное на экспрессионизм и новейшие фигуративные течения. В том же году состоялась первая выставка общества.

Музей
Новые поступления

Эдуард Мане
Кабачок
1879
Холст, масло
ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Первый ГМНЗИ из Румянцевского музея поступает натюрморт «Подсолнечники в вазе» Матисса. Во Второй ГМНЗИ с Первой Всеобщей германской художественной выставки Наркомпросом приобретены 35 произведений живописи, графики и скульптуры. Позже из Государственного музейного фонда переданы еще 22 живописные и графические работы немецких художников. В результате в ГМНЗИ начал складываться раздел немецкого искусства 1870–1920-х годов.
Во Второе отделение из Третьяковской галереи поступают произведения из бывшего собрания Михаила Абрамовича Mорозовa, переданного в дар галерее в 1910 году, в том числе «Кабачок» Мане, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Поле маков» Моне, «Бульвар Монмартр» Писсарро, «Дама с черной перчаткой» ван Донгена, «Море в Сент-Мари» ван Гога, «За забором» Боннара, «Семья таитян» и «Таитянский пейзаж» Гогена, две пастели Дега и др. Из Румянцевского музея поступил «Пейзаж» Ренуара.
Из ГТГ также переданы произведения западноевропейских художников, входившие в коллекцию Сергея Михайловича Третьякова и ранее не представленные в собрании (работы Э. Будена, Ж. Бастьен-Лепажа и др.).

В сентябре благодаря связям с художниками и маршанами проживавшего в Париже литератора Сергея Ромова для ГМНЗИ удается получить около 48 произведений. Впервые после революции музей пополнился не национализированными, а новоприобретенными работами: картинами М. Вламинка и М. Кислинга, рисунками П. Пикассо, Ж. Кокто, А. Модильяни, А. Озанфана, А. Дерена и др.

Заканчивается передача русского отдела Второго отделения в Государственный музейный фонд

Передача продолжалась с 1923 по 1925 год. Большая часть работ поступает в ГТГ, однако более ста произведений в 1925–1927 годах были распределены по провинциальным музеям, а также в ГРМ, ВМП, ГЦТМ (нынешнее местонахождение ряда работ установить не удалось).

Продана часть обстановки «музыкального салона» Мориса Дени

Музыкальный салон в особняке И.А. Морозова. Пано и керамика - Мориса Дени, мебель по эскизам Мориса Дени
Фотография 1910-е

Среди проданного значились ковры, декоративные вазы, рояль «Шредер». В 1930-е будут проданы мебель и люстры из бывшего особняка Морозова.

Здание Второго отделения ГМНЗИ Комиссия по разгрузке Москвы при СНК пытается передать родильному дому. В защиту музея выступает Б. Н. Терновец, директор ГМНЗИ.

В защиту музея также выступают нарком иностранных дел Георгий Чичерин, научные институты. Художественные объединения «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Московские живописцы» направляют письмо председателю Моссовета Л. Б. Каменеву: «Перенесение музея... равносильно уничтожению музея».