Le Château de La Roche-Guyon
1909
Huile sur toile
92 x 73 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3258
Inv. GMNZI: 2
Единственной картине художника в собрании Щукина и российских коллекциях вообще, «Замку Ла-Рош-Гюйон» было суждено представлять кубистическую манеру Брака с его особым вниманием к сезанновским методам аналитического познания окружающего мира. Живописный силуэт замка Ла-Рош-Гюйон, сгруппированного на склонах меловых скал и словно состоящего из элементов архитектурного конструктора, привлек Брака летом 1909 года именно своими геометрическими качествами. «Чистые» формы, о которых некогда говорил Сезанн, — кубы, конусы, цилиндры — здесь как будто естественным образом обнажают свою материальную сущность; кажется, эту работу проделывает сама природа. Высветленные, живописно сгруппированные архитектурно-геометрические элементы играют гранями, подобно кристаллу, и заставляют вспомнить замечание Матисса о «картине из кубиков», высказанное именно по поводу работы Брака. Результат своего рафинированного эксперимента художник обрамляет, как декоративной виньеткой, стволом дерева и стилизованной ветвью. Эту эффектную композицию он повторил в трех вариантах, из которых картина из щукинской коллекции является самой крупной.
Ал.П.
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.