Landscape. A Horse on Road
1899
Oil on canvas
94 x 73 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3263
Inv. GMNZI: 17
Хотя произведение относится к последним годам жизни Гогена, в нем явственно звучат отголоски его ранней манеры, ощущаемые как в живописном строе картины, так и в ее смысловом наполнении. Пейзаж исполнен в светлой гамме, художник не утрирует локальные пятна цветов, а напротив, подчеркивает их плавное перетекание. Легкие мазки, какими написаны небо и листва, вызывают в памяти опыты Гогена еще времен освоения импрессионизма и работы в Понт-Авене. В отличие от прежнего стремления художника выявить мистическую сторону жизни полинезийцев, в этом пейзаже больше внимания отдано показу примет цивилизации и быта островитян: заборы вдоль дороги, вытянутые постройки, фигура в одежде, в которую облачили таитян европейские миссионеры, — все эти детали присущи жизни уже европеизированных аборигенов. В спокойном, умиротворенном полотне заключен внутренний конфликт между мифическим, таинственным прошлым островитян и банальностью их сегодняшнего дня.
В подобной манере Гоген исполнил в поздний период целую небольшую серию пейзажей. Сложно обозначить причину такого возвращения к опыту прошлого. Возможно, мастер в надежде на коммерческий успех хотел выглядеть более понятным: перед смертью он отправил «Пейзаж. Лошадь на дороге» в Париж Амбруазу Воллару для продажи.
Щукин купил эту картину вместе с более ранним полотном аналогичного формата — «Ее звали Вайраумати». Спустя еще четыре года обе они, заключенные в одинаковые рамы, стали обрамлением картины «Жена короля» (1896, ГМИИ).
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).
Торговец произведениями искусства, издатель, один из главных парижских «поставщиков» С. И. Щукина и И. А. Морозова.