Paysage. Cheval sur la Route
1899
Huile sur toile
94 x 73 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3263
Inv. GMNZI: 17
Хотя произведение относится к последним годам жизни Гогена, в нем явственно звучат отголоски его ранней манеры, ощущаемые как в живописном строе картины, так и в ее смысловом наполнении. Пейзаж исполнен в светлой гамме, художник не утрирует локальные пятна цветов, а напротив, подчеркивает их плавное перетекание. Легкие мазки, какими написаны небо и листва, вызывают в памяти опыты Гогена еще времен освоения импрессионизма и работы в Понт-Авене. В отличие от прежнего стремления художника выявить мистическую сторону жизни полинезийцев, в этом пейзаже больше внимания отдано показу примет цивилизации и быта островитян: заборы вдоль дороги, вытянутые постройки, фигура в одежде, в которую облачили таитян европейские миссионеры, — все эти детали присущи жизни уже европеизированных аборигенов. В спокойном, умиротворенном полотне заключен внутренний конфликт между мифическим, таинственным прошлым островитян и банальностью их сегодняшнего дня.
В подобной манере Гоген исполнил в поздний период целую небольшую серию пейзажей. Сложно обозначить причину такого возвращения к опыту прошлого. Возможно, мастер в надежде на коммерческий успех хотел выглядеть более понятным: перед смертью он отправил «Пейзаж. Лошадь на дороге» в Париж Амбруазу Воллару для продажи.
Щукин купил эту картину вместе с более ранним полотном аналогичного формата — «Ее звали Вайраумати». Спустя еще четыре года обе они, заключенные в одинаковые рамы, стали обрамлением картины «Жена короля» (1896, ГМИИ).
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).
Marchand des oeuvres d'art, éditeur, un de principaux "fournisseurs" parisiens de S.I.Chtchoukine et d'I.A.Morozov.