NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

CollectionPaul Gauguin  Te Arii Vahine. ("La femme du roi")

Paul Gauguin
Te Arii Vahine. ("La femme du roi")
1896
Huile sur toile
96,6 х 129,8 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine

Provenance

1918, de la collection de S. I. Stchoukine


Inv.: Ж-3265

Inv. GMNZI: 19

Description
Te Arii Vahine. (Te Arii Vahine. (
Paul Gauguin
Te Arii Vahine. ("La femme du roi")
Увеличить

В апреле 1896 года художник с гордостью и горечью писал Даниэлю де Монфреду с Таити: «Только что закончил картину <...>, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. <...> Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Однако красоту «таитянской Венеры» успели оценить еще при жизни художника. Полотно — программная работа Гогена — наполнено культурными отсылками и смыслами. Фигура возлежащей обнаженной таитянки, в которой видят тринадцатилетнюю спутницу художника Пахуру, своеобразно продолжает череду классических «венер» и одновременно отсылает к скандальной «Олимпии» Мане, которую Гоген копировал и изучал. Символический стержень картины — древо познания с оплетающим его змеем, с находящимися рядом фигурами двух философов и стражем-собакой. Реальность природы заморских островов в картине полностью слилась с идеальным образом тропического рая.
«Жена короля», которую в начале ХХ столетия именовали «Женщина под деревом манго», вошла в коллекцию Щукина в числе крупной группы работ Гогена; в композиции «гогеновского иконостаса» она заняла место локального центра слева от «Сбора плодов».

Ал.П.