Te Arii Vahine. ("La femme du roi")
1896
Huile sur toile
96,6 х 129,8 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3265
Inv. GMNZI: 19
В апреле 1896 года художник с гордостью и горечью писал Даниэлю де Монфреду с Таити: «Только что закончил картину <...>, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. <...> Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда есть уже столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет еще больший вой».
Однако красоту «таитянской Венеры» успели оценить еще при жизни художника. Полотно — программная работа Гогена — наполнено культурными отсылками и смыслами. Фигура возлежащей обнаженной таитянки, в которой видят тринадцатилетнюю спутницу художника Пахуру, своеобразно продолжает череду классических «венер» и одновременно отсылает к скандальной «Олимпии» Мане, которую Гоген копировал и изучал. Символический стержень картины — древо познания с оплетающим его змеем, с находящимися рядом фигурами двух философов и стражем-собакой. Реальность природы заморских островов в картине полностью слилась с идеальным образом тропического рая.
«Жена короля», которую в начале ХХ столетия именовали «Женщина под деревом манго», вошла в коллекцию Щукина в числе крупной группы работ Гогена; в композиции «гогеновского иконостаса» она заняла место локального центра слева от «Сбора плодов».
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).