Pastor tahitian life
1892
Oil on canvas. 86 х 112.5 cm
The State Hermitage Museum
Pastorales tahitiennes 1893 Paul Gauguin
Provenance
1918, in the collection of I. A. Morozov
Inv.: 9119
Inv. GMNZI: 297
Две юные таитянки в оправе роскошной тропической природы, с сюжетной точки зрения, соединены Полем Гогеном необычно. Одна, поднимаясь от реки и придерживая стирку, останавливается и вслушивается в мелодию, исполняемую на свирели другой девушкой. Здесь есть и еще один персонаж — собака, которая тоже словно бы замирает при звуках музыки. Можно думать, что столь неожиданным образом художник прибегает к использованию орфического мотива: ведь античный Орфей равно чаровал своей музыкой и людей и животных. В то же время очевидны здесь и реалии таитянской жизни, туземной религии: по-видимому, не случайно на девушках белые платья — на Таити во времена Гогена то был еще траурный цвет. Не вполне понятно присутствие на картине большого черного сосуда с тотемными знаками — своего рода амфоры, только не имеющей отношения к античности. Под стать персонажам «Пасторалей» сказочный пейзаж картины с огромными белыми лилиями и розовыми магнолиями, с поразительно красочными отражениями на воде, граничащими с абстракцией.
«Я только что закончил три полотна, — писал Поль Гоген с Таити в декабре 1892 года. — Они кажутся мне лучшими, а поскольку через несколько дней — 1 января, я датирую одно из них, лучшее, 1893 годом. В виде исключения я дал ему французское название „Таитянские пасторали“, так как не нашел соответствующего слова на языке канаков. Не знаю, почему (все покрыто чистой зеленой веронезе и такой же киноварью), мне кажется, что это старинная голландская картина или старинный гобелен. Чему приписать это? Впрочем, мне кажется, всем моим полотнам не хватает цвета».
В «Таитянских пасторалях» подхвачена тема музыки маори, развивавшаяся в работах, исполненных немного раньше: «Matamua (В прежние времена)» (1892, Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид), «Arearea I (Забавы)» (1892, Музей Орсэ, Париж) и «Arearea II» (1892, Музей изобразительных искусств, Хьюстон).
Поль Гоген
Mata Mua (В прежние времена)
1892
Холст, масло. 91×69
Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид
Поль Гоген
Arearea (Забавы) I
1892
Холст, масло. 75×94
Музей Орсэ, Париж
Поль Гоген
Arearea (Забавы) II
1892
Ткань, гуашь и акварель. 85,1 x 57,2
Музей изобразительных искусств, Хьюстон
В этих композициях показаны две сидящие таитянки — одна играет на флейте, другая слушает, причем в двух первых они сидят у большого дерева — деталь, не лишенная для Гогена символического значения.
Особенно близка «Таитянским пасторалям» картина из Музея Орсэ, которую можно считать вариантом меньшего размера: в ней воспроизведен близкий пейзажный фон.
Эрмитажной картине, вероятно, предшествовала акварель «Таитянская сцена» (1891–1892, Галерея Тильска, Стокгольм), еще сохранявшая значительную близость к натуре и не подвергшаяся стилизации. Ее можно считать предварительным эскизом картины: Гоген изобразил здесь не двух, а трех таитянок, занимающих иные композиционные места и имеющих несколько отличные позы.
Поль Гоген
Таитянская сцена
1891—1893
Бумага, акварель. 40Arearea (Забавы) I59
Тильская галерея, Стокгольм
1892
На основе нескольких недавних своих композиций Поль Гоген выполняет в конце года картину «Таитянские пасторали» (название, возможно, заключало в себе ноту скрытой иронии).
1893
Картина «Таитянские пасторали» отослана в Париж, в Галерею Дюран-Рюэля, где включена в выставку «Недавние произведения Поля Гогена»
1895
18 февраля 1895 года в Отеле Друо (Париж) проходит выставка-продажа картин Поля Гогена, в которую включены и «Таитянские пасторали».
1908
В апреле 1908 года в Галерее Амбруаза Воллара картину «Таитянские пасторали» за 10 000 франков покупает И. А. Морозов.
1918
Картина Поля Гогена «Таитянские пасторали» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина Поля Гогена «Таитянские пасторали» включена в состав Второго (Морозовского) отделения МНЗЖ.
1926
Картина «Таитянские пасторали» экспонирована на выставке «Поль Гоген» (№ 10) вместе со всеми другими произведениями художника из МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2.
1928
Картина Поля Гогена «Таитянские пасторали» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Поля Гогена «Таитянские пасторали» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).
Синтетизм, символизм
Поль Гоген и его последователи называли тот род символизма, которого они придерживались, синтетизмом, выводя это понятие из греческого слова synthesis (соединение разнородных качеств). Идеолог синтетизма Альбер Орье утверждал в 1891 году, что произведение искусства должно быть выражением идеи, причем с помощью синтетического использования форм и знаков и в то же время субъективным и декоративным.
Образ/мотив: Девушки в белом
Образ белого платья, широко распространенный уже в раннем символизме (Пюви де Шаванн, Джеймс Уистлер и др.) как наиболее ясный с древнейших времен образ женской чистоты, подкреплен в «Таитянских пасторалях» Поля Гогена изображением лилий — другого традиционного образа невинности. (Возможно, Гоген и подразумевал в белых одеяниях траурный цвет таитянской традиции, но теперь об этом могут догадываться лишь знатоки океанийских культур.)
Именно лилии, введенные в центр картины, задают основу общего модуса композиции. Завораживающему покою таитянского рая, убаюканного звуками свирели, отвечают как преобладание мягко прогибающихся горизонталей, так и общая торжественная тональность. Вводя чистые краски, художник интуитивно избегал резких цветовых сопоставлений и не допускал соприкосновения голубого и красного, желтого и темно-вишневого. Чистые и чуть глуховатые краски, певучие контуры и размеренные ритмы передают то, ради чего Гоген и стремился в Океанию, — согласие жизни человеческой и растительной, прочный союз человека и природы, хотя цивилизация, от которой бежал художник, добралась уже и туда, а воплощенный им союз отражал не столько действительность, сколько мечту.
Связи между картинами с данным образом/мотивом: «Таитянские пасторали», «Matamua (В прежние времена)» (1892, Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид)
Картину «В прежние времена», где само название указывает на отображение древнейших таитянских традиций, Гоген написал незадолго до «Таитянских пасторалей», и у них много общего, начиная от священного дерева, ставшего осью композиции, и двух девушек в белом, одна из которых играет на флейте, а другая сидит, вслушиваясь в мелодию.
В картине «В прежние времена» (так же, как и в «Arearea (Забавы)» из Музея Орсэ) на втором плане показаны другие таитянки, танцующие перед идолом, однако в заключительной, эрмитажной, версии Гоген отказался от этого мотива и от этнографических отсылок.
Технический прием: подчеркнутая декоративность
Форсированная декоративность каждого цветового пятна — зеленого, красного, желтого и т. д. — в «Таитянских пасторалях» такова, что общая конструкция плоскостной живописной композиции становится подобной витражу, а сам цвет приобретает большую самостоятельность, не вполне соотносясь с натурой. В этом отношении особенно красноречивы пятна, означающие отражения на воде.
Губернатор Таити, неприязненно относившийся к Полю Гогену. В феврале 1892 года он отказался принять его на гражданскую службу, а в июне — помочь художнику вернуться во Францию.
Французский поэт и критик. Два его этюда в «Mercure de France», посвященные Винсенту Ван Гогу (январь 1890, первый номер журнала, сделавшегося рупором символизма) и Полю Гогену (1891), впервые обозначили огромное значение искусства этих живописцев.