Идол. Rave te hiti aamu
1898
Холст, масло. 73,5 × 92 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク
P.Gauguin 98. Rave te hiti aavu
来歴
Галерея Амбруаза Воллара, Париж; 1918, С. И. Щукин, Москва; 1948, ГЭ
Inv.: 9121
Inv. GMNZI: 20
Обращаясь к изображениям изваяния или памятника на фоне пейзажа, предшественники Поля Гогена преследовали, как правило, цель точного воспроизведения реально существующей достопримечательности. В «Идоле», однако, не только основной объект композиции — скульптура таитянского божества, но и ее пейзажное окружение даны очень обобщенно, без какой-либо проработки второстепенных подробностей. В пандан сизому изваянию рядом с идолом помещено мертвое черное дерево, порождающее безрадостные чувства, близкие тем, что провоцирует загадочное полинезийское божество.
Соответственно, и в пейзаже отражен тот короткий вечерний час, когда солнце только-только закатилось и, как бывает в тропиках, тона еще золотящегося неба соседствуют с синевой приближающейся ночи. Художник удивительно зорко схватывает этот эффект и еще усиливает его, перенося в живопись. Так пробуждается совершенно особое ощущение таинственности и даже таинства.
Не приходится думать, что картина «Идол» написана с натуры. Она, в сущности, сконструирована, как то вообще было свойственно таитянской живописи Поля Гогена. Теперь таких каменных языческих изваяний на Таити уже не встретишь, но во времена Гогена они, по-видимому, еще существовали.
Одним из первых случаев появления столь экзотической детали была картина «Ее звали Вайраумати», где в глубине темнеет туземная скульптура с двумя зловещими местными божествами. В 1893 году в «Празднестве Хины» идол из второстепенной подробности превращается в главный объект композиции. Еще через год он находит себе место в многоплановом «Чудесном источнике».
Но от всех остальных изображений таитянских божеств «Идол» отличается особой степенью эмоциональности, вчувствования в мотив, остро и лично пережитый художником.
Авторская надпись на картине, которая могла бы способствовать нашему пониманию, не получила пока удовлетворительного перевода. Скорее всего, Гоген, недостаточно знавший канакский язык, допустил здесь некоторые ошибки. Буж, бывший губернатор Таити, толковал надпись как «Присутствие злого чудовища». Даниельссон, другой знаток таитянской культуры и языка, не предлагая связного перевода, указал значение отдельных слов: rave — схватить, te hiti — чудовище, aamu — обжора.
Звероподобная фигура, изображенная в «Идоле» (а впервые появившаяся в картине «E haere oe i hia» (1892, Государственная художественная галерея, Штутгарт)), прижимает к себе какое-то существо с пушистым хвостом, которое, правда, «читается» плохо. Однако здесь на помощь приходят предшествующие монотипии 1894 года и, главное, керамическая скульптура Гогена (1894–1895), в которых у ног похожей на гориллу женщины лежит мертвый волк, а на руках у нее щенок-ублюдок — плод их союза.
Все эти произведения называются «Oviri», что переводится как «дикарь».
Образ Овири в скульптурной трактовке воплощал для художника эзотерическую религиозную концепцию возрождения и самопожертвования ради продолжения рода: волк погибает ради появления на свет волчонка. Скульптуру Овири Гоген выделял совершенно особо. Он называл Овири Убийцей («La Tueuse»), но подразумевал при этом, что жизнь и смерть неразделимы, — мысль, владевшая им еще до поездки на Таити. В сентябре 1890 года он писал Одилону Редону об одном из его образов: «Не смерть в жизни, а жизнь в смерти».
Волк, показанный в скульптуре, — чрезвычайно важный личный мотив. Гоген чувствовал себя одиноким волком и ему нравилось, что Эдгар Дега отозвался о нем как о волке, процитировав басню Лафонтена «Собака и волк».
Книга Поля Гогена
«Ноа Ноа»
Лувр, Париж
© RMN-Grand Palais / Hervé Lewandowski
Поль Гоген
Овири (Дикарка)
1894
Гравюра на дереве, японская бумага. 20,7 x 12,1
Институт искусств, Чикаго
© The Art Institute of Chicago
Поль Гоген
Овири (Дикарка)
1894
Частично глазурованная керамика. 75 x 19 x 27
Музей Орсе, Париж
© MoMA, New York
Скульптура, подобная идолице эрмитажной картины, воспроизведена в ксилографии, один из оттисков которой, подкрашенный акварелью, вклеен в рукопись «Ноа Ноа» (Кабинет рисунка, Лувр, Париж), а другой имеет посвятительную надпись: «Стефану Малларме — эта странная фигура, жестокая загадка. П. Гоген. 1895» (Художественный институт, Чикаго).
Одновременно художник изобразил этого идола в керамической скульптуре «Овири (Дикарка)» (1895, Музей Орсэ, Париж). В октябре 1900 Гоген писал Даниэлю де Монфрейду, прося возвратить ему скульптуру «Овири», находившуюся в Париже, чтобы она украсила его сад, а после смерти — могилу.
Известно, что работая над головой статуи, Гоген воспроизвел отдельные черты мумии маркизского верховного вождя, прошедшего через смерть, чтобы стать богом. В изваянии, показанном в эрмитажной картине, нередко усматривали изображение маркизского божества Тики. Позднее оно было убедительно отождествлено с «Овири».
1898
Отталкиваясь от нескольких предшествующих своих работ, исполненных в различных техниках (масло, монотипия, ксилография и керамическая скульптура), Поль Гоген выполняет картину «Идол», присваивая ей с трудом расшифровываемое название.
1898
9 декабря 1898 года картина Поля Гогена «Идол» вместе с партией других работ отослана с Таити в Париж, в Галерею Амбруаза Воллара.
1903
Выставка картин Поля Гогена в Галерее Амбруаза Воллара («Идол» — № 13).
1906
С. И. Щукин покупает картину Поля Гогена «Идол» в Галерее Амбруаза Воллара.
1918
Картина Поля Гогена «Идол» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Поля Гогена «Идол» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1926
Картина Поля Гогена «Идол» экспонирована на выставке «Поль Гоген» (№ 20) вместе со всеми другими произведениями художника из МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2.
1928
Картина Поля Гогена «Идол» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Поля Гогена «Идол» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).
Символизм
Направление в западноевропейской литературе и искусстве рубежа XIX—ХХ веков, оперировавшее символами с целью отражения интуитивно постигаемых смутных сущностей и видений. Появившийся вслед за тем русский символизм отличался большей конкретностью.
Образ/мотив: Овири — идол смерти и возрождения
Один из главных образов второго таитянского периода творчества Поля Гогена — это идол Овири («дикарь, дикарка»), который воплощал для художника религиозную концепцию самопожертвования ради продолжения рода.
Связи между картинами с данным образом/мотивом: «Ее звали Вайраумати», «Празднество Хины», «Чудесный источник»
Овири, которую Гоген называл «убийцей», подразумевая, что жизнь и смерть неразделимы, изображается им в виде гориллоподобной женщины, у ног которой лежит мертвый волк, а на руках у нее щенок-ублюдок — плод их союза. Этот волчонок — очень важный личный мотив: Гоген чувствовал себя одиноким волком, и ему нравилось, что Эдгар Дега сравнил его с волком из басни Лафонтена «Собака и волк». Скульптурным изображением Овири Гоген хотел украсить свой сад, а после смерти — могилу.
Французский художник, близкий друг Поля Гогена. Их переписка очень важна для установления ряда фактов биографии Гогена. Монфрейд поддерживал также дружбу с Полем Верленом и Аристидом Майолем.
Крупный шведский этнограф и антрополог. Вместе с Туром Хейердалом участвовал в знаменитой экспедиции на плоту «Кон-Тики» в Южные моря (1947). В 1953 году поселился на Таити. Почетный консул Швеции во Французской Полинезии (1961–1967), автор ряда книг, посвященных Океании. Его книга «Гоген в Полинезии» издана на русском языке (1969).