Экспорт художественных ценностей растет
Торги с участием фирмы
«Антиквариат»
© East News
23 января проект Внешторга (продавать среди прочего и ценности музейного характера) был одобрен в постановлении СНК и СТО СССР, однако с поправкой о запрете экспорта предметов старины и искусства «из основных музейных коллекций». Гарантом выполнения этого условия должен был стать контроль Наркомата просвещения РСФСР, в ведении которого и находился основной музейный фонд страны. Экспорт художественных ценностей приобрел плановый характер.
Образование экспортной конторы «Антиквариат»
Фирма «Антиквариат»
© East News
В конце лета в Госторге РСФСР была образована Главная контора по скупке и реализации антикварных вещей — «Антиквариат». Контора имела относительно автономное положение, она практически не зависела ни от руководства Наркомторга, ни от Госторга. Через нее стали проходить операции по экспорту и продаже художественных ценностей, в том числе и музейных.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР»
В пункте 4 говорится: «Констатируя наличие существенных пробелов в коллекциях музеев, поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. принять меры к их устранению путем перераспределения основных музейных коллекций, усиления собирательской деятельности музеев и обеспечения музеям возможности приобретения недостающих экспонатов».
Ликвидирован Музей живописной культуры
в Москве
В здании ВХУТЕМАС на улице Рождественка располагался Музей живописной культуры
Коллекция распределена между Третьяковской галереей, Русским музеем и областными музеями. Работы демонстрировались там до 1936 года, когда искусство авангарда было практически исключено из музейных экспозиций.
Музей
Объединение Первого
и Второго отделений ГМНЗИ и их экспонатов в одном помещении
ГМНЗИ
Развеска Руо и Дега
1928
По распоряжению Главнауки объединение началось в конце октября и завершилось в декабре. Директором ГМНЗИ назначен Б. Н. Терновец. Коллекцию щукинского отделения срочно перевозят в бывший особняк И. А. Морозова на Кропоткинской улице, 21 (ул. Пречистенка).
Здание Первого отделения ГМНЗИ («особняк Трубецких» в Большом Знаменском переулке) передается Музею фарфора.
Выставка рисунков современного американского художника Луи Лозовика
Первая выставка американского художника в музее, организованная задолго до признания США Советского Союза.
«Современное французское искусство» (живопись, графика, скульптура)
Выставка «Современное французское искусство»
1928
Каталог выставки «Современное французское искусство»
Выставка в сентябре–ноябре прошла во Втором отделении ГМНЗИ. В уникальном художественном проекте Министерства просвещения Франции и Наркомпроса, предложенном Борисом Терновцом, Абрамом Эфросом и Михаилом Ларионовым, участвовали и художники парижской школы, в том числе живущие в Париже русские художники. Собирать экспонаты в мастерских художников и у маршанов помогали русские парижане Михаил Ларионов и Серж Фотинский. Выставка была первой попыткой возобновления связей с художественным миром Франции с 1914 года. Она состояла из двух частей: французской, куда, кроме собственно французских художников, входили работавшие в Париже итальянцы М. Кампильи и Дж. де Кирико, японцы С. Коянаги и Л. Фужита, голландец К. ван Донген, румын К. Бранкузи (Брынкуш), и русской части, включавшей работы Ю. Анненкова, М. Ларионова, Н. Гончаровой, А. Яковлева, А. Экстер, М. Шагала и других выходцев из России. К выставке был выпущен каталог со вступительными статьями А. В. Луначарского, П. С. Когана, Б. Н. Терновца и
А. М. Эфроса.
Новые поступления
Александр Архипенко
Грация. Прославление красоты
1926
Бронза посеребренная, зеленый мрамор
Выс. 45 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина
С выставки «Современное французское искусство» были приобретены или получены в дар картины М. Утрилло, М. Кампильи, Дж. де Кирико, А. Озанфана, скульптура А. Лорана, рисунки А. Лота, С. Коянаги, Л. Сюрважа и Ш. Дюфрена.
Скульптура «Грация» американского скульптура А. Архипенко (выходца с Украины) была передана автором в дар ГМНЗИ.
Приобретения за рубежом
Старший помощник хранителя ГМНЗИ К. А. Зеленина командируется на полгода в Париж и Берлин для изучения тенденций в современном европейском искусстве, а также для закупки произведений и специальной литературы. На скромную сумму в 1000 рублей (13 093 франка) было приобретено 29 работ, в основном литографии, рисунки и гравюры, среди них работы Дюфи, Матисса, Руо, Цадкина, Стейнлена, Тулуз-Лотрека, Мазереля, Моро и др.
В каталоге бывшие собственники работ были отмечены инициалами «М» и «Щ» (Государственный музей нового западного искусства. Иллюстрированный каталог. Musée d'art moderne de Moscou, Catalogue illustré. M., 1928). Последующие каталоги хотя и сдавались в печать, но так и не выходили в свет.
Поднят вопрос о выделении для Эрмитажа картин из ГМНЗИ
Алексей Александрович Федоров-Давыдов
Представитель Главнауки искусствовед Алексей Федоров-Давыдов информирует сотрудников музея о намеченном обмене, по которому Эрмитаж должен получить произведения современных художников из ГМНЗИ, предоставив взамен произведения старых мастеров для пополнения коллекции Музея изящных искусств.
Обмен должен производиться на условиях выделения картин первоклассного значения для обеих сторон. Для передачи в ГЭ отобрано 71 произведение, каждая работа обсуждается не только с точки зрения интересов ГМНЗИ, но и с точки зрения интересов Эрмитажа.
У ГМНЗИ забирают работы для экспорта
В соответствии с постановлением СНК об усилении экспорта предметов искусства и старины (от 23 января) из Первого отделения ГМНЗИ отобрано на экспорт около сорока икон, несколько картин старых западных мастеров, а также мелкая скульптура, изделия из фаянса и другие предметы обстановки дома.