NeWestMuseum
Musée d’art moderne occidental

L’histoireChronologie1918–1948  1929

Politique et Culture

Начало Великой депрессии

Обвальным падением на Нью-Йоркской бирже начался мировой экономический кризис. Великая депрессия продлилась вплоть до 1939 года.

Продовольственный кризис

А. В. Шишкин 
Единоличники сдают хлеб государству («Раздробленные крестьянские хозяйства сольем в крупные колхозы»). Вятская губ.
1928
Отпечаток с репродукционного негатива
Бумага FB, серебряно-желатиновый отпечаток. 27,5 × 24,5 см
Мультимедиа Арт Музей, Москва

В апреле в СССР введена карточная система распределения хлеба, впоследствии распространившаяся и на другие продовольственные товары (действовала до 1 января
1935 года).

«Антиквариат» получает монополию на экспорт художественных ценностей

Бланк фирмы «Антиквариат»

В ноябре решением СТО «Антиквариат» преобразован во Всесоюзную государственную торговую контору. Переведенная из Госторга РСФСР в ведение Внешторга СССР, она стала официальным каналом массовой продажи художественных ценностей за границу.

Удовлетворена просьба А. В. Луначарского об отставке с поста наркома просвещения. Ей предшествовала долгая травля Луначарского, чьи высказывания были признаны Политбюро «антикоммунистическими по духу». С 12 сентября пост наркома занял Андрей Бубнов (осужден и расстрелян в 1938 году).

В Нью-Йорке открыт Музей современного искусства (MoMA)

Выставка Гогена, ван Гога, Сера
МоМА, Нью-Йорк
1929


В ноябре–декабре Museum of Modern Art, созданный при поддержке семейства Рокфеллеров и первоначально располагавшийся в шести залах офисного здания на Манхэттене, открылся выставкой знаменитых постимпрессионистов: Сезанна, Гогена, Сера и ван Гога. Идея выставки принадлежала первому директору музея 27-летнему искусствоведу Альфреду Барру.

В Филадельфии построен Музей Родена

Музей Родена, Филадельфия

Rodin Museum — вторая по величине после Музея Родена в Париже коллекция скульптур выдающегося мастера, которая была собрана кино- и театральным магнатом Жюлем Мастбаумом (1872–1926) в первой половине 1920-х годов. Для своей коллекции, включающей
в себя 133 работы (авторские повторения и оригиналы) и переданной в дар городу Филадельфии, Мастбаум заказал французским архитекторам Полю Кре и Жаку Греберу здание и сады. Музейный комплекс, посвященный скульптору-импрессионисту, был открыт спустя три года после смерти мецената.

В США организовано литературно-художественное общество «Клуб Джона Рида»

ГМНЗИ. Выставка работ художников «Клуба Джона Рида» 
1932

John Reed Club объединил американских революционных писателей и художников. Выставки членов клуба проходили в СССР.

Создание группы «Тринадцать»

Т. А. Маврина
Д. С. Даран
и Н. В. Кузьмин

1940
Бумага, карандаш, акварель. 43,5 × 64,5 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Группа была образована В. Милашевским, Д. Дараном, Н. Кузьминым, Н. Кашиной,
Т. Лебедевой (Мавриной) и др. Кумирами «Тринадцати» были французские мастера, бывшие фовисты Рауль Дюфи и Альбер Марке. Культивировавшийся группой «живописный рисунок» противопоставлялся жестко графическому в своей основе рисунку художников группы ОСТ.

Дискуссия по поводу импрессионизма

В советской художественной критике разворачивается дискуссия об импрессионизме: жизнеспособен ли импрессионизм как художественное явление или идеи импрессионизма принадлежат к идеям буржуазии времени ее упадка?

Наследие Кандинского национализировано

В. В. Кандинский 
Гармонист 
1917

6 октября распоряжением Главискусства национализировано художественное наследие уехавшего в Германию и принявшего немецкое гражданство Василия Кандинского, оставленное им на хранение в ГМНЗИ (свыше 50 работ — живописных, графических, исполненных на стекле). Около 20 работ Кандинского передано в ГМНЗИ, остальные распределены между Третьяковской галереей, Русским музеем и Азербайджанским музеем.

Музей
Новая экспозиция объединенного ГМНЗИ

Новая экспозиции ГМНЗИ
Зал Матисса 
после 1929 года

Новую экспозицию построили по историко-художественному принципу. После объединения коллекций в одном здании на Кропоткинской улице экспозиционная площадь музея сократилась с 33 до 13 залов (к концу 1930-х годов их стало 17). Недостаток места заставил закрыть стены «музыкального салона» с панно Мориса Дени холстом, чтобы поверх повесить картины Матисса, в том числе «Танец» и «Музыку». Значительная часть первоклассных произведений была убрана в запасник.
Численность коллекций ГМНЗИ на 25 марта составляла 1069 предметов художественного значения. В музее на тот момент работал 31 сотрудник, восемь из которых, включая директора, — специалисты.

Начало передачи экспонатов ГМНЗИ в провинциальные музеи

В соответствии с общей музейной политикой ГМНЗИ начинает передавать произведения в провинциальные музеи (и продолжает это делать до конца 1930-х годов). Среди «малозначимых» для музея экспонатов будут переданы и произведения Джорджо Моранди из числа новых ценных приобретений музея.

Главнаука планирует обмен произведениями между Москвой и Ленинградом

На основании постановления от 30 сентября методического совещания Главнауки и Главискусства планируется обмен произведениями между коллекциями Государственного Эрмитажа, Музеем изящных искусств и Музеем нового западного искусства

Новые поступления

Из Музея иконописи и живописи, ликвидированного после смерти его создателя и хранителя Ильи Семеновича Остроухова, в ГМНЗИ передано около 30 произведений, в том числе две работы Матисса, «Портрет Антонена Пруста» Мане, работы Ренуара, Дега, Цорна и Пюви де Шаванна, три скульптуры Родена. Остальные произведения из собрания Остроухова распределены между ГТГ, ГМИИ и другими музеями страны.

Картины ГМНЗИ на антиалкогольной выставке

Экспозиция антиалкогольной выставки 
Государственная Третьяковская Галерея
1929

Из Главискусства в ГМНЗИ поступила телефонограмма с требованием выдать на «Антиалкогольную» выставку в Третьяковской галерее следующие произведения: «Ночное кафе» ван Гога, «Кабачок» Мане, «Кафе» Гогена, «Странствующие гимнасты», «Пьяница» («Любительница абсента»), «Поэт» («Портрет поэта Сабартеса»), «Натюрморт (Кафе)» Пикассо. Музей пытался заменить часть произведений на менее значительные работы сходной тематики.

Выставка акварелей и рисунков Люсьена Лафоржа, Франция

Экспозиция сопровождалась каталогом. С выставки для музея приобретено несколько работ художника.

Выставка «Портрет во французском искусстве конца XIX — начала ХХ века» на материале ГМНЗИ

Выставка «Труд и быт рабочих и крестьян на Западе» (к Октябрьской годовщине)
с привлечением картин
из ГМИИ

Экспозиция выставки «Труд и быт рабочих
и крестьян на Западе»
(к Октябрьской годовщине)
1929

Экспериментальная выставка «Стиль индустриальной буржуазии»

Экспозиция выставки «Стиль индустриальной буржуазии»
1929

Сотрудник музея Н. В. Яворская организовала выставку, прошедшую в 1929–1930 годах, по так называемому социологическому принципу. Кроме живописи, графики и плаката, были представлены архитектурные макеты и чертежи, образцы посуды, мебели, костюма и тканей. За неимением оригиналов часть материала была показана на фотографиях и репродукциях.