Кафе в Арле
1888
Холст, масло. 71,5 x 91,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Собственность галереи А. Воллара. Париж. 1908 – приобретена И.А. Морозовым в галерее А. Воллара за 8.000 франков, Париж. До 1919 в собр. И.А. Морозова, Москва; затем 2-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Инв.: Ж-3367
Инв. ГМНЗИ: 290
Сам Поль Гоген описывал в письме к художнику Эмилю Бернару 9-12 ноября 1888 года свою картину «Кафе в Арле» так: «Я написал также ночное кафе, которое страшно нравится Винсенту, но мне — нет... В верхней части — красные обои; три проститутки: у одной голова в папильотках, другая — со спины, в зеленой шали, третья в ярко-красной шали; слева — уснувший Бишар. Мраморный столик. Всю картину пересекает полоса голубого поперечного дыма, но фигура на переднем плане слишком благопристойна. Одним словом...».
Морис Дени, будучи в Москве в гостях у И. А. Морозова, особо отметил два «Арльских кафе», висевших в особняке на Пречистенке: «одно Гогена, с арлезианкой, бутылкой, дымом», другое — Винсента Ван Гога, «ослепительное и все неправильное, но такое пережитое, такое прочувствованное, что “Кафе” Гогена кажется академическим».
Винсент Ван Гог
Ночное кафе в Арле
1888
Холст, масло. 72,4×92,1
Художественная галерея, Йель
История картины Поля Гогена «Кафе в Арле» начиналась с рисунка, который был сделан Гогеном в привокзальном кафе. Гюстав Кокио (см. «Любительница абсента», Пабло Пикассо) рассказывал, возможно со слов самого Гогена, как он и Винсент Ван Гог сговорились пойти в кафе и предложить хозяйке, мадам Жину, выпить с ними кофе (см. Фото Поля Гогена. 1888). Важно было усадить ее за столик. Вероятно, замысел удался, хотя дама вовсе не собиралась позировать и, наверное, порывалась уйти, когда увидела в руках художника лист бумаги и угольную палочку (такая техника обеспечивала скоростной темп). Быстро рисуя, Гоген, все время повторял: «Мадам Жину, мадам Жину, ваш портрет поместят в Лувре, в Париже». Это оказалось правдой, но хозяйка не задержалась бы ни на минуту, знай она, что произойдет дальше.
Поль Гоген
Арлезианка
1888
Веленевая бумага, мел, пастель, уголь. 56,1Arearea (Забавы) I49,2
Музей де Янга, Сан-Франциско
Портрет Мадам Жину
Конец XIX - начало ХХ века
Рисунок сделался вскоре основой многофигурной композиции, причем Гоген обошелся без какого-либо предварительного эскиза, сразу располагая все фигуры на холсте. Поскольку картина писалась не на натуре, в ней изменены реальные пространственные отношения, по-видимому, точнее воспроизведенные в «Ночном кафе» Ван Гога. Гоген очень точно воспроизвел нескольких обитателей Арля, начиная с мадам Жину, но главной целью было создание не портрета, а жанровой композиции, причем композиции весьма специфической, рассказывающей о жизни ночного кафе. Говоря словами самого художника, образ не слишком благопристойный.
Мадам Жину, конечно, не узнала, какое продолжение имел набросок, сделанный в ее заведении. Гоген вскоре уехал и увез с собой картину, о которой не подозревали жители Арля. Он обладал своеобразным юмором, что, в частности, нередко служило причиной его ссор с Ван Гогом. Контуры натурного рисунка точно воспроизведены в картине, но здесь изображение не просто портрет. В картине мадам Жину играет арлезианку, пристрастившуюся к крепкому алкоголю. Она одинока, но пришла сюда не с тем, чтобы найти собеседника. Сидит задумавшись, а перед ней ней рюмка с абсентом. Представляя собой соединение двух родов живописи, портрета и жанровой сцены, картина являет своего рода театральные подмостки, где реальные, узнаваемые люди наделены определенными ролями. Именно это делает картину живой, способной передавать внутренние ощущения художника.
Юмор Гогена «с крупной солью» испытал на себе и еще один персонаж, как и мадам Жину, известный по тогда же создававшимся картинам Ван Гога — почтмейстер Рулен. Бородатый почтенный отец семейства представлен у Гогена в обществе трех проституток.
Винсент Ван Гог
Жозеф-Этьен Рулен
1889
Холст, масло. 66,2×55
Фонд Барнса
© AKG / East News
1888
Поль Гоген, находясь по приглашению Винсента Ван Гога в Арле (юг Франции, центр департамента Устье Роны), пишет картину «Кафе в Арле».
1908
В Галерее Амбруаза Воллара картину Поля Гогена «Кафе в Арле» покупает И. А. Морозов. (Где находилась картина до того, как попала к Воллару, неизвестно.)
1912
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» впервые воспроизведена в журнале «Аполлон» под названием «Трактир в Арле».
1918
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» входит в состав Первого (Морозовского) отделения МНЗЖ.
1926 — Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» экспонирована на выставке «Поль Гоген» (№ 1) вместе со всеми другими произведениями художника из МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2.
1928
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1929
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» участвует в Антиалкогольной выставке в Третьяковской галерее – одном из агитационно-пропагандистских проектов эпохи Первой пятилетки. Вместе с ней на выставку была выдана также и «Любительница абсента» (тогда — «Пьяница») Пабло Пикассо.
1933
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» — вместе с другими работами художника — в опытной «комплексной» экспозиции в ГМНЗИ, организованной по «классовому» принципу, попадает в категорию «экспрессионистических тенденций как выражения идеологии мелкобуржуазной группировки, протестующей против индустриализма».
1948
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).
Синтетизм
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле», построенная на гармонии больших цветовых пятен, обведенных жесткой контурной линией, отразило принципы новой живописной системы Гогена, названной им «синтетизмом» и получившей дальнейшее развитие в таитянских работах. Именно обобщенность придает краскам картины особую выразительность, неприемлемую, однако, для тогдашних официальных выставок.
Стоит привести отрывок из письма Гогена к Эмилю Бернару по поводу стиля, который он предпочитал, находясь в Арле: «Странное дело – Винсент находит здесь материал для работы в духе Домье, а я, напротив, вижу колорит Пюви в смеси с японцами». Имеются в виду Пюви де Шаванн, один из основоположников французского символизма, и мастера японской гравюры на дереве. Подобные стилистические проблемы, несомненно, не раз обсуждались Винсентом Ван Гогом и Гогеном.
Имеется еще один нюанс, касающийся стилевой характеристики данной картины. Он обозначен в другом направленном из Арля письме Гогена Эмилю Бернару: «…По сути, это не моя область, и чертов локальный цвет мне не дается. Мне нравится это у других, а сам я побаиваясь этого. Вопрос воспитания, ничего не поделаешь».
Постимпрессионизм
Данный термин не означает какой-то один определенный стиль: это собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX – начала XX века, не столько хронологически, сколько типологиченски следовавших за импрессионизмом и отвергавших его эстетику. – прежде всего привязанность к видимой поверхности вещей, к мимолетному и преходящему. Термин был введен в употребление в 1910 году английским критиком Роджером Фраем в связи с выставкой, организованной им в галерее Графтон в Лондоне («Мане и постимпрессионисты»); хронологически экспозиция завершалась работами Анри Матисса и фовистов.
Образ: кафе
Образ кафе в живописи Поля Гогена возникает в картине «Кафе в Арле» впервые, хотя в искусстве его непосредственных предшественников-импессионистов, прежде всего Эдгара Дега, которого Гоген считал своим учителем, образ этот занимал видное место.
В центре привокзального кафе в Арле, где Поль Гоген работал над картиной «Кафе в Арле», стоял бильярдный стол, а вдоль стен располагались столики, как это видно не только здесь, но и в «Ночном кафе», где Винсент ван Гог изобразил то же кафе. Обе картины показывают, что стены там были выкрашены красной краской, что, по-видимому, создавало возбуждающую атмосферу. Зеленое сукно бильядного стола, дополнительного тона по отношению к красному, еще больше усиливало такой эффект.
Образ: одинокая женщина
Образ одиночества человека в толпе, на улице, на арене для боя быков или в кафе станет очень важным элементом искусства нового времени.
Прототипом героини картины Поля Гогена «Кафе в Арле» послужила мадам Жину, жена хозяина кафе, показанная здесь на переднем плане. Известно, что в тот раз мадам Жину позировала Гогену и Винсенту Ван Гогу не более часа и делала это неохотно. Сзади же, по контрасту, художник изобразил оживленную компанию. За бильядным столом узнается еще один персонаж полотен Ван Гога — почтмейстер Рулен. У него, как у и других действующих лиц картины двойная функция — это и портрет конкретного человека, и некая характерная роль в этой жанровой сцене.
Почтмейстер Рулен
Конец XIX века
Образ: рюмка с абсентом
Образ рюмки с абсентом появится впоследствии почти дословной цитатой в работах Пабло Пикассо, Эдгара Дега и других художников.
Перед героиней картины Поля Гогена «Кафе в Арле», как некий форпост, дающий начало всей композиции, стоит высокая рюмка с жидкостью зеленоватого цвета. По всей вероятности, это абсент — крепкая горькая полынная водка; вот почему рядом лежат кусочки сахара и стоит сифон с газированной водой. В начале ХХ века абсент был запрещен как алкоголь очень крепкого состава (не менее 70% спирта), обладающий к тому же наркотическим эффектом.
Подготовка холста
Картина Поля Гогена «Кафе в Арле» написана на грубом по выделке джуте: Поль Гоген и Винсент Ван Гог использовали для работы одинаковые холсты, которые грунтовали сами.
Торговец произведениями искусства, издатель, один из главных парижских «поставщиков» С. И. Щукина и И. А. Морозова.
Жена владельца привокзального кафе в Арле, изображенная на картине Поля Гогена «Кафе в Арле», а также на нескольких ее портретах работы Винсента Ван Гога, который отталкивался от рисунка Гогена.
Жозеф Рулен работал в Арле почтальоном, хотя чаще его называют почтмейстером, как бы повышая в чине. Его несколько раз изобразил Винсент Ван Гог, в частности схематично в многофигурной «Арене в Арле» и в «Портрете почтмейстера Рулена» (Художественный музей, Бостон). Ван Гог был очень дружен с семейством Руленов; он писал также и жену Рулена в версиях своей «Колыбельной» и их трех детей.
Английский художник и историк искусства, организатор художественных выставок; был также хранителем живописи в музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Живописец, график, художник театра. Входил в петербургское объединение «Мир искусства». Принимал деятельное участие в антрепризе С. П. Дягилева.
Русский писатель и историк искусства, автор книги «Образы Италии». В 1922 году был выслан из СССР.
Младший брат Винсента Ван Гога, постоянно ему помогавший и пригласивший его жить у себя в Париже.
1908
документ: запись в приходно-расходной книге Амбруаза Воллара от 28 апреля 1908 года о сделке с С. И. Щукиным
содержание: «Проданы г-ну Ивану Щукину из Москвы следующие полотна — Гоген. Всадники. 8 000; Гоген. Женщина с цветами. 8 000; Матисс. Натюрморт. 800; Матисс. Пейзаж. 800».
Написав первую строку, Амбруаз Воллар спохватывается и зачеркивает имя Ивана, покончившего счеты с жизнью четырьмя месяцами раньше, но другого не подставляет. «Всадники» этого списка получили вскоре иное название — «Брод». Вторая композиция Поля Гогена самим художником была названа по-таитянски «Te avae no Maria» («Месяц Марии»), что оказалось непонятно ни продавцу, присвоившему картине нейтральное название «Женщина с цветами в руках», ни покупателю. Как удалось установить, «натюрморт» — это «Посуда и фрукты», а «пейзаж» — «Булонский лес». Пока еще цена на Анри Матисса десятикратно меньше. Но главное — другое: для Щукина началась эра Матисса.