Nave nave moe. Sacred Spring: Sweet Dreams
1894
Oil on canvas. 74 x 100 cm
The State Hermitage Museum
NAVE NAVE MOE. P.Gauguin 94
Provenance
1918, from the collection of I. A. Morozova Inv. State Museum of Modern Western Art 293 1931 the Hermitage, Inv. 6510
Inv.: 6510
Inv. GMNZI: 293
Итоговой работой первого таитянского путешествия Поля Гогена, воплощением легенды земного рая можно считать «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» – картину-воспоминание, написанную уже по возвращении в Париж. Она оказалась одним из наиболее противоречивых произведений мастера. Верх и низ здесь стилистически не одинаковы: верхняя часть — мягче и пластичнее, в нижней — больше клуазоннистского плетения линий. Форсированная условность низа или переднего плана объясняется тем, что на него падает более высокая и разнообразная символическая нагрузка. Сам источник — символ, свойственный любой религии; в христианстве он связывается со спасением и жизнью духовной. Лилии, как известно, служат знаком чистоты и непорочности, а яблоко — первородного греха.
Однако христианские идеи, носителями которых оказались персонажи переднего плана, предстают у Гогена в весьма специфическом преломлении. Сидящие у чудесного источника Мария и Ева изображены на восточный лад, погруженными в состояние медитации. Можно сказать, что они символизируют юность человечества, в сопоставлении с более зрелыми женщинами среднего плана, для которых время грез прошло: они что-то обсуждают, всем поведением обозначая сугубо земной, житейский аспект бытия, соседствующий с возвышенным, духовным. Еще одно сопоставление, не лишенное символического значения, — в том, что бездействующим фигурам первого и второго планов противостоит группа туземцев, пляшущих перед двойным изваянием в наступающих сумерках. Этот идол — плод воображения Гогена, который нарисовал его, отталкиваясь от иллюстрации в книге французского путешественника по островам Океании, где говорилось и о древних культах маори. Венчает же всю символическую конструкцию картины знакомое по «У подножия горы (Fatata te Mouà)» большое дерево – таитянский тотем, связанный с богиней луны Хиной.
Однако сколь ни растолковывать символы и аллюзии странного видения «земли обетованной», не сама по себе расшифровка привлекает к картине: восхищает ее художественный строй, изысканный рисунок и пленительная красочная гамма, воспевающая золотой вечерний свет тропиков.
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» была исполнена в начале 1894 года, вслед за двумя витражами, созданными художником для его парижской мастерской: «Nave Nave» и «Таитянка в пейзаже» (Музей Орсэ, Париж). Из них в «Чудесный источник» перешел такой важный символический элемент, как лилия – воплощение чистоты, а также сама линеарность витражной стилистики.
Это полотно Гогена, ставшее наиболее ярким его воспоминанием об Океании, всё сконструировано из образов картин первого таитянского периода, которыми была завалена парижская мастерская художника. Фигуры переднего плана встречаются в «Маорийском доме» (1891, частное собрание, Швейцария); сидящая обнаженная в центре – в «А, ты ревнуешь?» (1892, ГМИИ); стоящая рядом таитянка – сразу в трех картинах 1892 года; двойное таитянское божество – в «Ее звали Вайраумати» (1892, ГМИИ).
Картина, на которую более всего опирался Гоген при создании «Чудесного источника», – «Женщины на берегу реки» (частное собр., Париж).
Поль Гоген
Женщины на берегу реки
1892
Холст, масло
Частная коллекция
Она воспроизводит правую и центральную часть эрмитажного полотна и исполнена если не с натуры, то по живым впечатлениям, в довольно импрессионистической манере, от чего художник впоследствии отказался, перейдя к обобщениям синтетической композиции, пропитанной религиозным пантеизмом. Необходимость выражения таких идей привела и к включению в пейзаж двойного идола, отсутствовавшего в «Женщинах на берегу реки», и к помещению на переднем плане Девы Марии и Евы с яблоком, изображенных в виде таитянок.
Второе название картины — «Чудесный источник», по традиции сохраняющееся в России, восходит к каталогу проходившей в Париже выставки-распродажи Гогена 1895 года. Вероятно, его составлял сам художник; картина названа там «Eau deliciouse». Между тем, начертанное на холсте таитянское имя переводится иначе. Жорж Вильденстайн толковал его как «Радость отдохновения» (Joie de se reposer). Истинные знатоки таитянского языка Буж и Даниельссон предложили более точные варианты: «Сладкие грезы» или «Сладостные мечты».
1894
Опираясь на воспоминания о Таити, откуда он уехал несколькими месяцами раньше, и свои предшествующие работы, которые считал «документами», Поль Гоген пишет в начале года картину «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)».
1895
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» приобретена другом художника Эмилем Шуффенекером 18 февраля 1895 года за 340 франков на выставке-продаже картин Гогена в Отеле Друо, Париж (№ 23).
1918
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» входит в состав Второго (Морозовского) отделения МНЗЖ.
1926
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» экспонирована на выставке «Поль Гоген» (№ 12) вместе со всеми другими произведениями художника из МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2.
1928
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1931
Картина Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» переходит из ГМНЗИ в Государственный Эрмитаж в результате обменов между Москвой и Ленинградом.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).
Символизм
Символизм картины Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» отличает пантеистическая позиция художника, уравнивающего догматы христианства с поверьями язычества и стремящегося наделить сверхреальными значениями каждую деталь полотна – от самого источника до окружающих его деревьев и персонажей.
Образ/мотив: Параллелизм таитянских и христианских образов
Нижняя половина картины Поля Гогена «Чудесный источник (Сладкие грезы) (Nave Nave Moe)» воспроизводит специфический таитянский колорит, о чем, прежде всего, напоминает подчеркнуто розовый песок в отсветах островного заката. Однако на символическом уровне в этой части доминирует христианское начало: нимб над головой грезящей женщины слева и библейский символ искушения – яблоко, поднесенное ко рту ее соседкой. Известно, что сам Гоген был в затруднении, когда ему пришлось объяснять, что такое яблоко, таитянам, никогда не видавшим этого фрукта. Белая лилия на Таити водится, но в данном случае и у этого цветка скорее христианские, а не сугубо полинезийские коннотации.
Пара таитянок, носительниц христианских мифологем, сопоставлена с двойным идолом в глубине композиции. Медитации двух главных героинь противостоит быстрый танец, призванный задобрить языческих богов.
Крупный шведский этнограф и антрополог. Вместе с Туром Хейердалом участвовал в знаменитой экспедиции на плоту «Кон-Тики» в Южные моря (1947). В 1953 году поселился на Таити. Почетный консул Швеции во Французской Полинезии (1961–1967), автор ряда книг, посвященных Океании. Его книга «Гоген в Полинезии» издана на русском языке (1969).
Французский знаток языка и мифологии таитян, публиковавший свои работы в 1950-е годы.
Французский художник, друг Поля Гогена, как и он, первоначально занимавшийся биржевой работой. Был близок к импрессионистам и символистам.